Бой «Высоцкого» на гитаре. Схемы и примеры для начинающих.

Бой Высоцкого – вступительная часть

Бой Высоцкого – один из самых известных в России гитарных штрихов, который учит каждый начинающий музыкант. Он представляет собой модернизацию ряда вальсовых штрихов и переборов, которые благодаря упору именно на ритм, а не мелодику, значительно увеличивают уровень передачи эмоций через стихи. Данная статья полностью посвящена этому способу игры на гитаре. В ней вы найдете схему боя Высоцкого, а также все варианты ее модернизаций.

Как играть гитарный бой Высоцкого важные детали в технике игры

Стоит сказать, что во многих песнях Высоцкий играл по-разному, и этот момент стоит прочувствовать и учесть. В отношении его песен это особенно важно – потому что исполнитель четко задавала ритмический рисунок и пульсацию, благодаря чему ему было легче расставлять акценты во время пения, а также выделять особо важные смысловые части. Поэтому технически вам стоит поработать над рассинхронизацией правой руки со всем остальным телом, чтобы пальцы могли задавать ритм независимо от каких-либо других вокальных рисунков.

Читайте также: Как играть бой Цоя

Вальсовые варианты боя

Все представленные здесь варианты штрихов есть не что иное, как модернизация вальсовых боев, которые играются с небольшими изменениями. Каждая из схем соответствует отдельной песне, однако ничто не мешает вам использовать их в своих композициях. Кроме того, помните, что все приведенные ниже схемы играются в размере 3/4 – то есть считаются как «Раз – два – три».

Данный штрих использовался Высоцким в композиции «Звезды». Выглядит он так:

Кроме того, играться он может еще и так:

Либо же вообще таким образом:

Второй вариант встречается в песне под названием «Дальний Восток», и играется таким образом:

Старайтесь играть так, чтобы данный штрих умещался в тот самый вальсовый размер и шел на счет «Раз – два – три».

Ударные варианты боя

Данные типы гитарных боев играются непосредственно штрихом, без каких-либо замысловатых переборов. Приведенные ниже способы игры имеют довольно много общего с песнями блатным боем. Учтите, что место, которое в схеме обозначено как «текстура» играется одновременным защипыванием первой, второй и третьей струны. Сам ритм играется в размере 4/4.

Читайте также:  Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности

Эта схема боя используется в «Песне-сказке про джина», а также в массе других не менее известных композиций. Выглядит он так:

Этот тип штриха используется в знаменитой песне про Утреннюю гимнастику. Играется он очень просто:

Это все, на протяжении всей композиции рисунок остается таким же.

При помощи этой фигуры играется «Песня рябого», а также несколько других его композиций. Это также очень простой способ игры, и выглядит он так:

В большинстве случаев внутри композиций рисунок никак не меняется.

Немного усложненный вариант блатного штриха, который используется в такой песне, как, например, «Баллада об уходе в рай». Схема выглядит так, и даже новичок без проблем поймет ее и научится играть:

Обратите внимание на то, что в данном случае акцент выставляется на ударе вверх. Это может немного запутать, однако достаточно просто некоторое время попрактиковаться, и вы привыкните к этому.

Еще более замысловатый вариант, который можно услышать в композиции «Большой Каретный». Схема этой фигуры выглядит таким образом:

Для того, чтобы освоить этот бой, понадобится какое-то время поделать упражнения для игры на гитаре – поскольку это нужно для того, чтобы пальцы лучше слушались и играли ровнее.

Маршевые варианты боя

Маршевые бои исполняются без щипков и переборов. По сути это классические штрихи, которые использовались Высоцким для более выразительного исполнения песен.

Эта элементарная схема используется для исполнения песни «Парус», а также других. Играется она невероятно просто:

Вы просто совершаете это движение на протяжении всей композиции, сменяя аккорды, и таким образом играете ее всю.

Эти штрихи используются в песне «Вершина». Стоит отметить, что исполняя ее, вы можете выбрать тот вариант, который будет максимально удобен вам.

Вариант первый выглядит так:

Второй вариант играется следующим образом:

Стоит отметить, что второй способ более естественный для руки, поэтому, скорее всего вам будет проще играть именно таким образом. В любом случае, попробуйте оба варианта.

Данный бой встречается в композиции «Баллада о Кокильоне». Это довольно сложный рисунок, который имеет один нюанс – он заключается в том, что глушение струн тут выполняется не правой, а левой рукой. Выглядит схема так:

Читайте также:  Как играть Наутилус Помпилиус — «Дыхание» на гитаре. Схемы боя и перебора с аудио примерами, табы и аккорды

И все продолжается дальше по кругу. Это довольно интересный бой, который может хорошо звучать, однако далеко не всегда.

Разбор боя Высоцкого в популярных песнях

Как мы уже говорили выше, по сути каждый из «Боев Высоцкого» просто уникальный штрих, которым он играл ту или иную композицию. И если иногда один и тот же рисунок исполнялся в разных песнях, то бывало и такое, что одна схема использовалась только в одной композиции.

Этот штрих относится к одному из вальсовых боев Высоцкого. Он состоит из трех различных ударов, которые играют в классическом размере 3/4. Схема выглядит так:

И так продолжается до самого конца песни.

Это еще одна фигура, относящаяся к «Блатным». Она не очень сложна, и в целом ее легко освоит даже новичок. Выглядит она так:

Все это повторяется на протяжении всей композиции. Струны при этом глушатся стандартным способом, без каких-либо изменений.

Это еще одна вариация блатного боя, который отличается от обычного наличием проигрыша между ударами по басовым струнам. Схема выглядит так:

Этот маршевый бой смешан с блатным. Он условно состоит из трех частей, которые играют поочередно таким образом:

Далее идет следующий кусок:

После этого играется это:

И после этого вы возвращаетесь в исходную позицию и продолжаете играть.

Эта фигура представляет из себя классическую «Восьмерку», которая играется таким образом:

Перебор Высоцкого Схемы игры

Кроме того, у Высоцкого были еще и свои манеры игры перебором.

Это стандартные типы переборов, которыми пользуется любой начинающий гитарист. Они выглядят так:

Обычно в такой манере исполнялись романсовые композиции. Всего их три типа.

Схема первого:

Схема второго:

Схема третьего:

Заключение и советы

Игра аккордов боем Высоцкого – отличный способ для новичка освоить большую часть аспектов техники и манеры исполнения различных песен. С помощью этих песен вы, если не ответите на вопрос как быстро научиться играть на гитаре, однако значительно продвинетесь в своих исполнительских навыках. В целом, по этой теме нет каких-то особых советов – самое главное, чтобы вы играли чисто и ровно.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов