Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация
Блюзовая гамма – гамма, которая отличается от пентатоники на один звук. Это так называемая «блюзовая нота», которая и даёт характерный оттенок при игре этого жанра. Разумеется, данная последовательность используется не только в блюзе. Её основы можно часто встретить в самых разных стилях – от классического хард-рока до современной поп-музыки.
Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?
В первую очередь блюзовые гаммы на гитаре необходимы для игры импровизаций. Наверняка многие задумывались о том, как их любимые роковые музыканты делают свои сногсшибательные соло. Разумеется, на студийных версиях есть какая-то заготовка или даже заученный текст. Однако часто опытные рокеры используют разные варианты, как при записи альбомов, так и в концертных турах. Например, гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж вообще никогда не играл одинаковые соло. На каждом концерте он добавлял к известным песням что-то новое и ранее не звучавшее.
Культовые блюзмены вроде Стиви Рэй Вона буквально рассыпались жемчужинами звуков на своих выступлениях. Такие сольные партии могли продолжаться до десяти минут. Помимо этого умение сымпровизировать – это важный навык, который пригодится в джемах. Это спонтанные совместные импровизации на заготовленную тему, которые популярны как у блюзовых, так и у джазовых и классических музыкантов.
Помимо этого блюзовая гамма пригодятся вам для разучивания уже знакомых песен. Вы приятно удивитесь, когда начнёте вспоминать старое соло или просто песенку. Вполне возможно, что ранее вы долго и упорно зазубривали каждую ноту, стараясь запомнить цифровку в табулатуре. Но зная ноты блюзовой гаммы, многие фразы окажутся клишированными и лёгкими для запоминания.
Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
Если вы не знаете, что такое пентатоника, то рекомендует ознакомиться по предложенной ссылке. Это фундамент музыки «голубой тоски», который поможет построить необходимую гамму за считанные минуты.
Минор
Минорная блюзовая гамма строится исходя из строения минорной пентатоники.
Соответственно:
Минорная пентатоника: малая терция – большая секунда – большая секунда – малая терция;
Минорная блюзовая гамма: малая терция – большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция.
Для того, чтобы понять эти музыкальные интервалы, отложите на инструменте (скажем, от ноты ля): 1,5 тона – тон – полутон – полутон – 1,5 тона.
Если сказать ещё проще, то: «точка отсчёта» 6 струна 5 лад – передвигаем палец на 3 лада вправо – переход на 5 струна 5 лад – двигаем палец на лад вправо – двигаем палец на лад вправо – 4 страну 5 лад – двигаем палец на 2 лада вправо.
Разумеется, это сделано для подробного разбора новичкам. Ниже будут аппликатуры пальцев для удобства исполнения.
Мажор
Построим мажорную пентатонику: большая секунда – большая секунда – малая терция – большая секунда;
Мажорная блюзовая гамма: большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция – большая секунда, или:
Тон – полутон полутон – 1,5 тона – тон.
Как вы могли заметить, основные различия содержатся в интервальном построении. Именно за счёт него и получается отличный друг от друга звук. Кроме того из-за особенностей строения самой пентатоники (отсутствие 2 и 6 ступеней в миноре; 4 и 7 в мажоре) меняется и сам «нотный состав» гаммы.
Например, блюзовые гаммы для гитары Ля-минор и гамма до-мажор (соответственно):
Ля – до – ре – РЕ ДИЕЗ – ми – соль;
До – ре – МИ БЕМОЛЬ ми (бекар) – соль – ля.
Обратите внимание на то, что в параллельных гаммах совпадают аппликатуры. Рассмотрим на примере соль мажор (блюзовая – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми – соль). Чтобы сыграть параллельную минорную гамму, необходимо отложить малую терцию вниз. Соль – 1,5 тона = ми. Итого получаем ми минор (блюзовая – ми (открытая 6) – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми). Аппликатура в боксе совпадает. Кроме того совпадают аппликатуры тональностей по всему грифу.
Чтобы исполнять блюз на гитаре, непременно нужно знать, за счёт чего появляется тот самый «криминально-таинственный» звук. В пентатонике необходимо:
В миноре – понизить четвёртую ступень;
В мажоре – понизить третью ступень
В миноре она является связующим звеном между третьей и четвёртой ступенью.
В мажоре – между второй и третьей.
Посмотрите на пример ниже, где нужная нота выделена стрелкой.
Аппликатуры и обозначения
Ниже приведены примеры аппликатур. Цифра обозначает палец, которым следует зажимать необходимый лад (1 указательный, 2 – средний и так далее). Тоники (чёрный кружок) – это звуки, на которые опирается гамма. Для наглядности блюзовая нота выделена зеленым цветом.
Выучив аппликатуры для определённой позиции, вам будет проще переходить в параллельные гаммы (так как они совпадают по пальцовке). Кроме того это поможет не задумываться (в каком боксе я сейчас нахожусь?) при импровизации. Для этого в качестве ритма можно использовать блюзовые аккорды, а поверх них играть небольшие соло, основанные на знакомых позициях.
A (ля) минор блюзовая гамма 6 позиций
Для начала можно потренироваться на ля минорной гамме без ключевых знаков.
Хорошей практикой будет самостоятельное построение гаммы в позиции. Мысленно вычёркивайте ненужные ноты из натурального минора и стройте пентатонику. Затем добавляйте 4 пониженную. Когда вы сделаете это один раз, то останется только зажимать необходимые звуки на грифе.
Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры
Чтобы применить полученные знания на практике, мы представляем вам несколько заготовленных примеров. Это так называемые блюзовые лики. Готовые клишированные ходы, которые применяют музыканты по всему миру. В них используются как бэнды и слайды, так и арпеджио на гитаре. Выучив несколько ликов, вы можете вставлять их как в импровизацию, так и в виде дополнительных фишек в уже знакомые композиции.
Заключение
Мир блюза разнообразен. Он вовсе не ограничивается какой-то одной «волшебной» нотой. Это лишь костяк, который необходимо знать для дальнейшего погружения в этот многогранный стиль музыки.