Ударные музыкальные инструменты в симфонических оркестрах отвечают за ритмический рисунок, позволяют делать акценты на определенных моментах, передавать настроение. Это семейство – одно из самых древних. Люди с давних времен научились сопровождать свое творчество ритмами ударных инструментов, создавая самые разные варианты. Один из них – флексатон, редко используемый и незаслуженно забытый инструмент, который когда-то активно использовали композиторы-авангардисты.
Что такое флексатон
Ударный язычковый инструмент флексатон начал широко применяться начале XX века. С латинского языка его название переводится как сочетание слов «изогнутый», «тон». Оркестры тех лет стремились к индивидуализации, представляя классические мелодии в собственном прочтении, оригинальных импровизациях. Флексатон позволил внести в них живость, остроту, напряжение, горячность, стремительность.
Устройство инструмента очень простое, что сказывается на ограниченности его звучания. Он состоит из тонкой 18-тисантиметровой стальной пластины, к широкому концу которой крепится металлический язычок. Под ним и над ним располагаются два пружинящих стержня, на концах которых закрепляются шарики. Они отбивают ритм.
Источник звука флексатона – стальной язычок. Ударяясь о него, шарики производят звенящий, завывающий звук, похожий на звучание пилы. Диапазон крайне ограниченный, он не превышает двух октав. Чаще всего можно услышать звучание в пределах от «до» первой октавы до «ми» третьей. В зависимости от конструкции, диапазон может меняться, но расхождение со стандартными моделями незначительное.
Техника исполнения
Игра на флексатоне требует определенных навыков, сноровки и абсолютного музыкального слуха. Исполнитель удерживает инструмент в правой руке за узкую часть рамки. Большой палец вытягивается и накладывается на язычок. Зажимая и прижимая его, музыкант задает тональность и звучание, ритмичность встряхиваний определяет ритм. Звук издают шарики, ударяющиеся о язычок с разной частотой и силой. Иногда музыканты экспериментируют и используют для усиления звука палочки ксилофона и смычок.
Использование инструмента
История появления флексатона связана с популяризацией джазовой музыки. Две октавы звучания достаточны, чтобы разнообразить и акцентировать общую мелодичность джазовых инструментов. Активно использоваться флексатон начал в 20-х годах прошлого столетия. Нередко он появляется в эстрадных композициях, в музыкальных фильмах, пользуется популярностью у исполнителей, играющих рок.
Впервые появился во Франции, но там широкого распространения не получил. Более активно использовался в США, где эстрадная музыка и джаз развивались динамично. На особенности звучания обратили внимание композиторы классической музыки. При создании произведений они записывают ноты в скрипичном ключе, располагая их под партиями трубчатых колоколов.
Самые известные произведения, в которых задействован флексотон, написали такие всемирно известные композиторы, как Эрвин Шульхоф, Дмитрий Шостакович, Арнольд Шенберг, Артюр Онеггер. В Концерте для фортепиано с оркестром его задействовал знаменитый музыкально-общественный деятель, дирижер и композитор Арам Хачатурян.
Инструмент пользовался популярностью среди композиторов-авангардистов, экспериментаторов, в небольших эстрадных коллективах. С его помощью авторы и исполнители вносили в музыку уникальные акценты, делали ее разнообразнее, ярче, напряженней.