В середине XV века в Чечне начал развиваться особый жанр героико-эпического повествования – илли. В песнях, легендах и сказаниях передавались основные моральные и духовно-нравственные ценности горного народа. В качестве аккомпанемента использовался струнный щипковый музыкальный инструмент дечиг пондар, напоминающий русскую трехструнную балалайку.
Устройство
Изготавливали инструмент из цельного куска орехового дерева. Дека плоская, слегка изогнутая заканчивается узким грифом с ладами, которые представляли собой обмотку из высушенных жил животных. Струны изготавливались из того же материала. В переводе на русский чеченское название дечиг пондара означает «действие жил».
Длина от основания деки до окончания головки – 75-90 сантиметров. Техника игры могла быть самой разнообразной. Музыкант ударял по струнам вниз или вверх, использовал щипок, бряцание, тремоло. Строй трехструнной горской балалайки «до»-«ре»-«соль». Звук дечиг пондура шелестящий, тембр мягкий.
Роль в оркестре
В 30-е годы прошлого столетия композитор Георгий Мепурнов, имеющий грузинские корни, создал оркестр из национальных музыкальных инструментов. В него он включил и дечиг пондар, который теперь звучал, как пикколо, аль, бас, тенор, прима. Чтобы увеличить громкость звучания, стали применять медиаторы. Использование горской балалайки позволило композитору включить сложные в воспроизведении старинные национальные музыкальные произведения в репертуар оркестра.
Людей, умеющих изготавливать дечиг пондур, на Кавказе осталось мало, но сам инструмент не теряет популярности. Он входит в учебную программу музыкальных школ и консерваторий, звучит на праздниках в домах ингушей и чеченцев. Простота конструкции может создать обманчивое мнение, что научиться играть на чеченской балалайке легко. На самом деле виртуозно играть на трех струнах могут только настоящие мастера.