Балалайка-контрабас

Балалайка – народный инструмент, издавна ассоциируемый исключительно с Россией. История привнесла в него некоторые изменения, сегодня он представлен различными вариациями. Всего вариаций пять, наиболее интересная – балалайка-контрабас.

Описание инструмента

Балалайка-контрабас – щипковый музыкальный инструмент, имеющий три струны. Материал струн – металл, нейлон, пластик. Внешне отличается от обычной балалайки внушительными размерами: достигает длины 1,5-1,7 метров. Гриф располагает семнадцатью ладами (реже – шестнадцатью).

Это не только самый гигантский экземпляр среди прочих разновидностей балалаек, он обладает наиболее мощным звучанием, низким тоном, исполняет роль баса. Незаменим в оркестре, ансамбле русских народных инструментов.

Устойчивость балалайке-контрабасу придает специальный шпиль, расположенный внизу корпуса.

Размеры и вес

Габаритные размеры балалайки-контрабаса примерно таковы:

  • длина: 1600-1700 см;
  • ширина основания: 1060-1250 см;
  • размер рабочей части струны: 1100-1180 см;
  • длина корпуса: 790-820 см.

Размеры концертных инструментов зачастую отличаются от стандарта: профессиональные музыкантов делают их под заказ, чтобы соответствовали росту, телосложению.

Вес балалайки-контрабаса колеблется, составляя 10-30 кг (играют роль материал изготовления, размеры, прочие условия).

Конструкция балалайки-контрабаса

Конструкция инструмента достаточно проста, выделяют следующие составные элементы:

  • корпус, включающий деку (переднюю, прямую часть), заднюю часть (более округлую, состоящую из 5-6 соединенных между собой сегментов);
  • гриф, закрепленный на корпусе;
  • струны (металлические, пластиковые, нейлоновые, другие);
  • подставка (металлический шпиль), позволяющая регулировать высоту струн, создавать дополнительный резонирующий эффект, делать звук более объемным, длинным, тягучим;
  • лады (набитые на корпусе стальные полоски);
  • резонаторное отверстие, расположенное посередине, служащее для извлечения звука.

Важной частью является медиатор – отдельная деталь, отсутствие которой не позволит начать музицирование. Профессиональные исполнители запасаются несколькими вариантами медиаторов, отличающихся размерами, материалом изготовления, углом заточки.

Цель медиатора – извлечение звуков. Пальцы слишком слабы, чтобы овладеть мощными, тяжелыми струнами инструмента. Богатый выбор медиаторов гарантирует возможность извлечения звуков различных оттенков, глубины, продолжительности, силы. Они бывают кожаными, углепластиковыми, полиэтиленовыми, капролактовыми, костяными. Размеры – малый, большой, средний.

Читайте также:  Баритон (виола ди Бордоне)

История создания

Кто, когда изобрел балалайку, доподлинно неизвестно. Инструмент называют русским народным, корни создания затерялись в далеком прошлом. Первоначально инструмент распространился по деревням, селам. Им интересовались исключительно люди, изучающие историю, тяготеющие к корням, пытающиеся сблизиться с народом.

Следующая волна интереса к народной любимице прокатилась в XIX веке. Дворянин В.В. Андреев, питавший страсть к балалайкам, владеющий виртуозной игрой, решил усовершенствовать любимый инструмент, сделать таким, чтобы он перестал быть объектом музыкантов-любителей, стал профессиональным, занял достойное положение в оркестре. Андреев экспериментировал с размерами, материалом изготовления. Изменение обоих параметров меняло звук, издаваемый балалайками нового поколения.

Впоследствии Андреев создал ансамбль музыкантов, играющих на балалайках всех мастей. Выступления группы балалаечников пользовались огромным успехом, концерты проходили даже за границей, вызывая неподдельный восторг иностранцев.

Дело Андреева продолжил придворный мастер-конструктор Франц Пасербский. Мужчина вплотную занялся конструированием целого семейства балалаек, совершенствовал диапазон, особенности звучания, особенности конструкции. Умелец укоротил гриф, изменил размеры резонансного отверстия, особым образом расположил лады. Вскоре пять моделей, известных сегодня (прима, секунда, альт, бас, контрабас) стали основой оркестра народных оркестров. Пасербский запатентовал линейку балалаек, занялся промышленным изготовлением народного инструмента.

Сейчас балалайка-контрабас – неизменный участник оркестра народных музыкальных инструментов, способный отобразить массу звуков благодаря широким возможностям диапазона.

Особенности звучания

Инструмент обладает приличным диапазоном звуков. В распоряжении балалайки-контрабаса – две октавы, три полутона. Благодаря размерам, гигант обладает мощной динамикой, максимально низким тоном среди остальных балалаечных разновидностей.

Звук извлекается большим кожаным медиатором, благодаря чему становится более глубоким, мягким, проникновенным, похожим на звучание бас-гитары, контрабаса, щипки. Порой звуки, издаваемые балалайкой-контрабасом, сравнивают со звуками, издаваемыми органом.

Строй

Строй балалайки-контрабаса схож со строем домры. Последовательность тонов такая:

  • первая струна, наиболее высокого тона – нота Ре большой октавы;
  • вторая струна – нота Ля контроктавы;
  • третья струна – нота Ми контроктавы.
Читайте также:  Думбра

Квартовый строй создается звучанием открытых струн. Ноты для балалайки-контрабаса пишутся октавой выше реального звучания.

Применение балалайки-контрабаса

Инструмент сложно использовать, игра на балалайке-контрабасе дается не каждому – причина тому вес, мощные, толстые струны, которые даже массивному медиатору нелегко извлечь. Музыканту потребуются, помимо знания музыки, недюжинные физические возможности. Действовать приходится двумя руками: одной сильно прижимают струны к грифу, второй ударяют по ним, используя медиатор.

Чаще балалайка внушительных размеров звучит в составе народных ансамблей, оркестров. Это позволяет музыканту периодически отдыхать, набираться сил. Последние годы интерес к русским народным инструментам заметно увеличился, и гигантская конструкция встречается в дуэтах, появились виртуозы, готовые работать сольно.

Музыканты, специализирующиеся на балалайке-контрабасе, играют, принимая стоячее или сидячее положение. Ввиду серьезных размеров инструмента, гораздо удобнее извлекать звук, стоя рядом. Солирующий музыкант всегда играет, стоя. Член оркестра, владеющий балалайкой-контрабасом, занимает сидячее положение.

Увлечение народными инструментами никогда не закончится. Люди постоянно возвращаются к истокам, стремятся познать народные традиции обычаи, культуру. Балалайка-контрабас – интересный, сложный предмет, достойный изучения, восхищения, гордости.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов