Грузинские песни славятся своей тягучестью, мелодичностью и душевностью. А еще они часто исполняются под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов. Один из них – чонгури. История этого представителя семейства струнных уходит глубоко в века, но от этого популярность его не становится меньше. Под звучание чонгури проходят национальные праздники, обряды, его мелодичные звуки сопровождают труд грузинских мастериц.
Описание инструмента
В национальной музыкальной культуре распространены пандури и чонгури. Они схожи, но последний более усовершенствован, имеет более обширные характеристики, гармонические возможности. Корпус грушевидный. Его изготавливают из дерева, предварительно специально высушивая и обрабатывая древесину особым образом. Размер инструмента от усеченного основания до верхушки шейки – более 1000 сантиметров. Чонгури могут быть ладовые и безладовые. Диапазон звучания от «ре» 1-ой октавы до «ре» 2-ой октавы.
Устройство чонгури
Устройство определяют три важные детали – округлый или грушевидный корпус, длинная шейка и головка с колками, к которым крепятся струны. Для изготовления применяются ценные породы дерева, высушенные в течение суток при особых условиях. Только так можно добиться уникального резонанса, тонкого звучания. Пластины корпуса и деки тонкие, соединены между собой тонкой пластиной. У классического инструмента шейка не имеет ладов. В усовершенствованных моделях они могут присутствовать.
При изготовлении используют преимущественно сосну или ель для более звонкого звучания. Три струны крепятся к верхнему концу шейки с одной стороны и к металлической петле на деке с другой. Ранее их изготавливали из конского волоса, сегодня чаще встречаются капроновые или шелковые.
Отличие от пандури – четвертая струна, которая крепится между I и II, натягивается с обратной закругленной стороны шеи и имеет самое высокое звучание.
История
Музыковеды не перестают спорить, какой из инструментов появился ранее – пандури или чонгури. Большинство сходятся во мнении, что второй стал всего лишь усовершенствованной версии первого, а в основе все-таки лежит музыкальная традиция пандури. В любом случае появился он не позднее XVII века.
Первыми овладели искусством игры народы восточных регионов Грузии, которые жили преимущественно в долине. Играли на чонгури в основном женщины. Звуки инструмента сопровождали их песни. Иногда он мог звучать и сольно. В 30-е годы прошлого столетия К.А. Вашакидзе провел работу по его усовершенствованию, в результате чего было создано целое семейство чонгури – бас, прима, контрабас. Делом всей жизни инструмент стал для знаменитой тбилисской династии Дарчинашвили, в мастерской которой создаются лучшие экземпляры.
Звучание чонгури
В отличие от своего предшественника, инструмент имеет более широкую звуковую тональность, яркий сочный тембр, способен сопровождать не только одноголосное, но и двухголосное и трехголосное пение. Отличительная особенность – отсутствие перехода из одной тональности в другую в рамках исполнения песни. На звукопостроение влияет 4 струна «зили». Она имеет самое высокое звучание, отличающееся в каждой тональности: октава, септима, нона. Воспроизведение звука происходит за счет ведения пальцев по струнам. В отличие от игры на пандури, оно производится по направлению снизу вверх.
Грузинская музыкальная национальная культура имеет удивительные корни, а отношение народа к музыке трепетное, почти благоговейное. Чонгури в качестве сувенира часто привозят туристы, чтобы вспоминать о мелодичных напевах женщин в красивых традиционных нарядах, о красоте гор и гостеприимстве гурийцев.