В Японии с древнейших времен используется уникальный щипковый инструмент кото. Другие его старинные названия – со, или японская цитра. Традиция игры на кото восходит к истории знаменитого знатного японского рода Фудзивара.
Что такое кото
Считается, что музыкальный инструмент был заимствован японцами из китайской культуры, в которой есть схожий цинь. Кото – известный национальный инструмент Японии. Часто музыка сопровождается игрой на флейте сякухати, ритм поддерживается барабанами цудзуми.
Похожие инструменты есть в разных культурах мира. В Корее играют на старинном комунго, во Вьетнаме популярен данчань. Дальними родственниками можно назвать щипковый кантеле из Финляндии и традиционные славянские гусли.
Устройство инструмента
За длительное время существования конструкция фактически не изменилась. Для изготовления используется павловния, распространенное на востоке дерево. Именно качественная древесина и мастерство резчика определяют красоту японского кото. Поверхности обычно не украшаются дополнительными орнаментами.
Длина достигает 190 см, дека в ширину обычно составляет 24 см. Инструмент достаточно массивный и имеет серьезный вес. Большинство разновидностей ставится на пол, но некоторые можно уместить на коленях.
Интересно, что японцы ассоциировали деку с традиционной мифологией и религиозными представлениями, тем самым придавая ей одушевленность. Дека сравнивается с драконом, лежащим на берегу. Почти каждая часть имеет свое название: верх ассоциируется с панцирем дракона, дно – с его животом.
Струны имеют уникальное наименование. Первые струны считаются по порядку, последние три струны получили названия добродетелей из конфуцианского учения. В древности струны создавались из шелка, сейчас музыканты играют на нейлоновых или полиэфирно-вискозных.
В деке проделаны отверстия, благодаря им легко менять струны, улучшается резонирование звука. Их форма зависит от типа кото.
Для извлечения звука используются специальные медиаторы цумэ из слоновьего бивня. Насадки надеваются на пальцы. С их помощью извлекается богатый и сочный звук.
История
Пришедший в период Нара из Китая, инструмент быстро завоевал популярность среди японской знати. Характерен для музыки гагаку, исполняемой дворцовыми оркестрами. Почему китайский цисяньцинь получил в японском языке соответствие «кото», доподлинно неизвестно.
Постепенно он распространялся и стал обязательным для образования в аристократических семьях. Наибольшей популярностью пользовался в эпоху Хэйан, став средством развлечения и времяпрепровождения в элитном японском обществе. С течением лет инструмент становился более распространенным и народным. Появлялись первые произведения, написанные не для придворного исполнения.
В последующий период Эдо зарождаются различные стили и жанры игры. В господствующем придворном стиле сокёку произведения делились на поджанры – цукуси, предназначенный для исполнения в аристократических кругах, и дзокусо, музыка дилетантов и простолюдинов. Музыканты изучают технику в трех основных школах игры на японской цитре: школы Икуты, Ямады и Яцухаси.
В девятнадцатом столетии становится популярным жанр санкёку. Музыка исполнялась на трех инструментах: кото, сямисэн, сякухати. Музыканты часто пытаются сочетать японскую цитру с западными современными инструментами.
Разновидности
Типы определяются зачастую по внешним признакам: форме деки, отверстий, цумэ. Классификация учитывает, в каких жанрах музыки или школах использовался инструмент.
Во времена древнейшего жанра гагаку использовался тип гакусо; его длина достигает 190 см. В классическом традиционном жанре сокёку, почти исчезнувшем в наше время, использовались два основных типа: цукуси и дзокусо.
На основе дзокусо созданы кото Икуты и кото Ямады (созданные в семнадцатом веке музыкантами Икутой и Ямадой Кангё соответственно). Кото Икуты традиционно имел деку длиной 177 см, длина кото Ямады достигает 182 см и имеет более широкий звук.
Синсо, современные разновидности кото, изобретены талантливым музыкантом Митио Мияги в двадцатом веке. Выделяют три основных типа: 80-струнный, 17-струнный, тансо (короткий кото).
Использование
Японская цитра используется как в традиционных школах и жанрах, так и в современной музыке. Музыканты учатся в основных школах исполнения – Икута-рю и Ямада-рю. Цитра сочетается как с традиционными, так и с современными инструментами.
Наиболее часто используются 17-струнный и короткий кото. Их конструкция обладает менее громоздкими параметрами, в отличие от остальных. Инструменты легко перемещать и перевозить, а тансо можно даже класть на колени.
Техника игры
В зависимости от жанра и школы, музыкант садится за инструмент со скрещенными ногами или на пятки. Допустимо поднять одно колено. Корпус тела размещен под прямым углом или диагонально. На концертах в современных залах кото устанавливается на подставку, музыкант садится на скамейку.
Предварительно настраиваются мосты – котодзи – для создания нужных тональностей. Котодзи создавались из слоновьего бивня. Звук извлекается с помощью накладных насадок – цумэ.