Это вторая часть статьи с сайта recordingmag.com о партизанской записи гитары. Речь пойдет о записи акустической гитары – уверен, что статья будет полезна многим моим читателям. Первая часть тут.
Акустику берем с флангов
Для записи акустической гитары рекомендуют использовать два микрофона типа Октава-MK012 с маленькой мембраной, направленных в район 12-го лада. Так же, как и с записью электрогитары, с такой установки микрофонов нужно начинать поиск лучшего звука. Стандартная, прямолинейная техника не даст звуку легкости или пространства, которых иной раз хочется добавить в запись.
Мне, например, нравится такой расклад: микрофон с маленькой мембраной и всенаправленный или кардиоидный микрофон, расположенный за плечом музыканта. Здесь не получится заметного стереоэффекта двухмикрофонной записи, но звук будет более мягкий, чем от близких микрофонов, и хорошо сфокусированный для микса. Так же, как для электрогитары, дальнего миккрофона не нужно много – достаточно уровня –15 дБ, и в звуке появится глубина, которой не достичь с помощью эффекта реверберации.Можно также немного разнести сигналы с обоих микрофонов в стереопанораме, это особенно хорошо работает, если сама комната звучит.
Правило 3 к 1
В науке студийной записи есть несколько основных правил, одно из которых – правило расположения микрофонов 3 к 1. Оно гласит что расстояние от источника звука до дальнего микрофона должно быть в три раза больше, чем до ближнего. Например, если один микрофон стоит в 10 см от усилителя, второй должен быть в 30 см от него. Такая установка микрофонов помогает избежать проблем с фазами, да и вообще упрощает поиск наилучшего звука.
Из этого правила, конечно, есть исключение. Проблем с фазами можно избежать, если микрофоны стоят в точках, куда звук приходит одинаковым. Поэтому так хорошо работает и метод записи с двух близких микрофонов, описанный выше. Оба микрофона ловят звук из одной точки и (чаще всего) с одной фазой. Конечно, применяя любую технику записи, стоит экспериментировать и пробовать разные идеи в зависимости от ситуации.
Тонкая работа
Для самых нежных, мягких композиций я вместо маленьких Октав беру микрофон с большой диафрагмой и пробую его на разных расстояниях от гитары, стараясь найти баланс между микрофонами. Полный, но не гулкий звук получается, если направлять микрофон на гриф, а не на корпус гитары.
Работа с пространством акустической гитары сложнее, чем для электрогитары. Гитарный усилитель легко переиграет звучание комнаты, а акустическая гитара – нет. Здесь-то нам и пригодятся подушки и покрывало. Накинув покрывало на микрофонную стойку, стоящую за микрофоном и меняя расстояние между ними, эффект комнаты можно изменять и приглушать. Я часто ставлю стойку с одеялом со стороны корпуса гитары на равном расстоянии от нее и микрофона. Это делает звук плотнее, но без ощущения того, что он записывался в безэховой камере.
Подушками я глушу отражения от пола. Одну кладу в точке первого отражения – на полпути между музыкантом и дальним микрофоном, она чуть подслащает звучание окружения. Вторую – у ног гитариста для глушения ранних переотражений. Также с помощью подушки можно управлять откликом всенаправленного микрофона – например, если он расположен недалеко от пола, подушка под ним делает звук богаче и без лишнего эха.
Если хочется сделать стереозвук как можно шире, я ставлю стойку с одеялом между двумя микрофонами. Звуковой образ в этом случае получается невероятно широким, без эффекта звука в лицо, что получается при записи близко стоящими микрофонами. Если гитара записывается на две дорожки, попробуйте одну записать с левого микрофона, а другую с правого. Звук получится отличный (если у вас голова не отвалится от стереоэффекта).
Запись 12-струнки
Для меня одна из самых сложных задач в записи – заставить хорошо звучать 12-струнную гитару. Может, это из-за того, что гитара, которую я часто записываю – моя старая, как хрен, но все еще очень неплохая 12-струнка Fender с залитым шеллаком корпусом. Но резковатые гармоники инструмента в сочетании с довольно ярким звуком не дают записать его так, чтобы тот был полон, но оставался натуральным.
В этой ситуации для более чистого звука мне очень помогает звукосниматель в отверстии гитары. Он и микрофон с маленькой мембраной, направленный на 12-й лад, в дают хороший звук, годящийся в большинстве случаев. Еще я выяснил, что микрофон с большой диафрагмой, подвешенный над головой гитариста и падающий на него направленный вниз, добавляет более натуральный звук окружения, чем если бы он стоял перед музыкантом. Для контроля отражений звука я использую одеяло и подушки, как описано выше.
Заключение
Чем меньше у вас микрофонов, тем больше с ними приходится экспериментировать. Хорошо, если это дорогие микрофоны: они, как правило, хорошо звучат сами по себе и более гибки в работе.
Нам же, партизанам звукозаписи, приходится идти на компромиссы. Важно место, где будет проходить запись. В любом помещении, доме, студии есть места, где звук получится записать очень хорошо. Не жалейте время на поиск таких мест, и ваши записи станут звучать лучше. Главное в любой записи – правильное сочетание микрофонов, хороший слух и как можно больше времени для экспериментов.