Записываем гитару на коленке – часть первая

Музыканты-любители из заморских стран знакомы с понятием партизанская запись (guerilla recording). Оно означает запись гитары дома (или где придется) с недорогим оборудованием и тем, что нашлось вокруг. На сайте Recording Mag нашлась статья Дарвина Гросса о том, как записать гитару в партизанских домашних условиях. Вот её перевод с моими комментариями. Думаю, статья будет полезной и тем, кто хочет записать гитару дома, и тем, кто решил попробовать и студийную запись.

Легко с умным видом обсуждать запись сферической гитары в вакууме микрофоном за 10 тысяч долларов, а что делать, если у нас нет и двадцатой части этой суммы? Были времена, когда приличный конденсаторный микрофон стоил зарплаты за несколько месяцев. Сейчас, к счастью, неплохой микрофон можно купить за гораздо меньшие деньги, особенно если искать на вторичном рынке. Мы займемся партизанской записью, вооружившись таким арсеналом оборудования:

  • Комбо из микрофонов MXL – один с большой мембраной (2001P), другой с маленькой (603S);
  • Две кардиоидных Октавы МK012 с маленькой мембраной;
  • Всенаправленный измерительный Behringer ECM8000;
  • Динамический Shure SM57;
  • Ultra-Di box Behringer;
  • Четыре стойки;
  • Пять кабелей;
  • Две подушки и одеяло. (Подсказка: их не нужно покупать – смотрите внимательнее на свой любимый гитарный диван).

(Примечание редактора: хотя автор и уверяет, что это недорогой набор, эти микрофоны потянут тысяч на 60 рублей. Одна только Октава-012 стоит около 15 тысяч. Другое дело, если искать похожие микрофоны на вторичке, тогда можно уложиться и в меньшую сумму. И, конечно, не обязательно собирать их все.)

Записываем электрогитару в лоб

Алгоритм домашней записи электрогитары наверняка знают все. Но на всякий случай вот он:

  1. Ставим SM57 перед комбиком;
  2. Нажимаем Запись.

В общем, правильно, но может быть и гораздо лучше. Секрет тут в том, чтобы найти правильное положение микрофона. Обычно центр динамика – не лучшее место для съема звука, потому что тут динамик воздействует и на мембрану микрофона, и на его корпус, а от этого в записи будут артефакты. Лучше всего сместить микрофон от центра и направить его на ту точку динамика, что лучше всего звучит.

Shure SM-57 – классический инструментальный микрофон

К примеру, у моего Line 6 Spider это место расположено примерно на четверти радиуса динамика. Проще всего искать эту точку, попросив кого-то поиграть на гитаре, а самому двигать микрофон, слушая его через закрытые от внешних звуков наушники. К слову, в списке оборудования я забыл указать длинный кабель для наушников – это и правда очень нужная штука.

Два микрофона

Запись с двух микрофонов – хороший способ сделать звук объемнее, что особенно хорошо для неагрессивной музыки. Для того, чтобы добавить в запись звучание комнаты, я беру конденсаторный микрофон с большой диафрамой и ставлю его подальше. Играя балансом ближнего и дальнего микрофонов, можно лучше посадить гитару в микс, но не стоит увлекаться. На последней записи я выяснил, что убавив уровень дальнего микрофона до -15 дБ (ближний установлен в 0 дБ), я получу именно такой уровень присутствия, какой мне нужен, и при этом без очевидного комнатного звука.

Конденсаторный микрофон с большой диафрагмой Alctron MC410 – неплохой и недорогой

Второй микрофон полезен при записи джазовой гитары и похожих стилей, и необходим, если гитара играет фанковые ритм-фигуры с характерным wah-wah. Но нужно следить за фазами сигналов с микрофонов. Если суммарная моно-дорожка с обоих микрофонов звучит как пропущенная через фазосдвигательный эффект, зависший в одном положении (иными словами, звук приобрёл выраженный кастрюльный оттенок – Прим. редактора), нужно поработать с положением микрофонов. Часто достаточно подвинуть один из них сантиметрв на 10, и звук заметно улучшится.

Кабинет с несколькими динамиками

Такие агрегаты требуют более серьезной работы. Придется подольше ползать вокруг кабинета в наушниках, разыскивая ту звучащую точку. Поместите микрофон перед кабинетом и попробуйте все динамики – часто бывает так, что один из них звучит вкуснее остальных, и имеет смысл снимать звук именно с него. Дальний микрофон, возможно, потребуется отодвинуть еще дальше – звук маршалловского стека полностью формируется на большей дистанции, чем у маленького фендеровского комбика. Бывало у меня так, что для особо громких музыкантов его приходилось отодвигать от кабинета почти на три метра!

Вот еще хитрость: смотрите, где гитарист встает, когда разогревается перед записью или просто играет в свое удовольствие. Гитаристы склонны, не сознавая того, перемещаться туда, откуда усилитель слушается лучше всего. Дайте музыканту некоторое время позаниматься ерундой, потом поставьте микрофон там, где он стоял, а самого его прогоните в угол. Наверняка ему со школы к этому не привыкать.

Behringer Ultra-DI – тоже недорогая, но очень полезная штука для домашней студии

Если хочется творческого подхода – пропустите гитару, кроме усилителя, через DI-коробочку. Она станет звучать более ярко в миксе, особенно в этих прочувственных арпеджио посреди тяжелой баллады. Добавка тиньканья c DI к рёву кабинета сделает звук более различимым. К тому же звук с DI подойдет для дальнейшей перезаписи (реампа).

Продолжение следует

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов