Какой же выбрать медиатор для гитары? Рано или поздно перед вами встанет этот вопрос, поверьте мне. Если вы электрогитарист, вероятно он встанет раньше.
Вспоминая свои первые шаги в мир изучения электрогитары, я могу сказать, что первый медиатор был вообще непонятно какой и какой толщины. Просто кусок пластика, на который я особо не обращал внимания. Со временем, приобретая медиаторы других толщин и от разных производителей, я стал понимать, что одними мне играть удобно, а другими не очень. Но все таки было не совсем понятно, что же мне действительно нужно, и я попробовал не один десяток разных медиаторов, пока не нашел тот самый, которым играю и по сей день.
В этой статье я расскажу какие медиаторы бывают, на что следует обратить внимание при выборе и дам несколько рекомендаций в зависимости от того, что вы будете играть. Что ж, поехали.
Медиаторы различаются по трем основным параметрам, таким как толщина, материал и форма. Каждый из которых играет очень важную роль.
Форма медиатора
Форм гитарного медиатора может быть достаточно много, но тем не менее, можно выделить из всего этого многообразия несколько основных. Какую выбрать лично вам, дело сугубо индивидуальное, строгих правил тут нет. Выбирайте чисто по ощущениям, тот который хорошо и удобно ляжет в ваши пальцы. Лично я предпочитаю форму Jazz увеличенного размера.
Материал медиатора
Тортекс/Делрекс (Tortex/Delrex)Дает теплый звук. Представляет собой пластик с гладким покрытием. Довольно долго стачивается, неплохо удерживается в руках.
Дерлин (Derlin)Обычно, это медиатор из тортекса/делрекса, но хорошо отполированный.
ЦеллулоидНа ощупь гладкий. Дает теплый звук, хорош, как для ритма, так и для ведущих партий. Обычно поверхность полированная.
НейлонОчень хорошо гнется. Медиаторы из нейлона могут быть очень тонкими, соответственно, снашиваются такие медиаторы быстро. Хорошо подходит для аккордового чеса по всем струнам. Призвук минимальный.
ПоликарбонатСвойства поликарбонатного медиатора, такие как у целлулоида и дерлина. В зависимости от толщины медиатора, может иметь призвук.
Лексан (Lexan)Твердый материал, который напоминает стекло. Блестящее покрытие. Плохо гнется. Как правило, такие медиаторы имеют толщину более 1 мм. Быстро изнашивается. В звуке стеклянный призвук.
МеталлТвердый. Сильная атака. Хорошо слышно призвуки от медиатора.
Материал стоит выбирать также в зависимости от того, что вы планируете играть. Если в основном чес по всем струнам аккордами, то лучше взять что-то более гибкое, например нейлон. Если же вы хотите играть скоростные пассажи в соло и грубые и мощные ритм партии, то вам нужен более твердый и острый медиатор. Например из тортекса или может даже металла. Но тут следует учесть также, что такие материалы намного жестче и тверже того же нейлона. Поэтому, я и здесь выбираю нейлон. Медиаторы из тортекса у меня просто застревают в струнах на высоких скоростях. А из нейлона отлично высекают.
Толщина медиатора
Возможно, толщина это самый главный параметр вашего медиатора, потому что т.к. в основном от нее и зависит звучание вашей гитары. Толщина колеблется от 0,38 до 3 мм. При выборе также необходимо учитывать как и что вы планируете играть.
Тонкие медиаторы подойдут тем, кто хочет лупить по струнам аккордами. Или же кому нужно мягкое звучание инструмента.
Толстые дают возможность контроля силы удара и атаки. Больше подходят для мощных ритм партий в метале или скоростных высокочастотных соло.
- 0,38 – 0,65 мм – очень тонкие медиаторы (Extra Thin)
- 0,65 – 0,73 мм – тонкие медиаторы (Thin)
- 0,73 – 088 мм – средние (Medium)
- 0,88 – 1,0 мм – толстые медиаторы (Heavy)
- 1,14 – 3,0 мм – очень толстые медиаторы (Extra Heavy)
Я выбираю очень толстые медиаторы (1.38мм) для игры всяких быстрых металлических песен. Для панк рока или чего то подобного, играю тонким (0.65мм)
Как выбрать медиатор?
В общем, выбор медиатора для гитары процесс индивидуальный и основывается на ваших личных ощущениях. Так как я больше электрогитарист и люблю играть тяжелую и быструю музыку, то в основном предпочитаю толстые медиаторы. А если точнее, то Dunlop Jazz III XL. Обычный мне не подошел, т. к. слишком мал, а вот увеличенный XL в самый раз. Звук с ним получается четче и контролировать удар получается проще. Но иногда я беру в руки свою акустическую гитару, то играю на ней нейлоновым медиатором с толщиной 0.65мм.
Еще важно не переборщить с толщиной. Новичкам-металлистам порой кажется, что чем толще тем лучше. Медиатор не гнется и звук жестче типа. В целом да, но до определенного момента. Мне например, кажется, что 1.5 медиаторы уже дают мутновато-глуховатый звук с недостаточным количеством яркости. Надо что-нибудь потоньше. Дэйв Мастейн вон, играет медиатором даже менее 1мм и ничего, рубит на высоких скоростях.
По хорошему конечно, надо бы иметь набор из разных медиаторов. Разных форм, толщины и материала. Во-первых, только так вы сможете понять, что подходит лично вам, а во-вторых, звук все же немного отличается.
Бывают ситуации, когда играть надо, а медиаторов нет. Ну тут только включать смекалку и вырезать из подручных средств. Например из пластиковой карты. Ух, помню были времена…