Учимся играть блюз на гитаре часть 3. Импровизация в блюзе

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора это IV и VII ступени. Для минора II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

ВАЖНО!

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Читайте также:  Как записать гитару на компьютер в домашних условиях? Записываем акустику, электрогитару и бас

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1
Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

https://www.youtube.com/watch?v=4TJx9gctbtQ

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Читайте также:  Основы теории музыки для полных нулей (Часть 3)

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

ИНТЕРЕСНО.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов