Строение гитары

Строение гитары классической, которое она приобрела в XVIII веке, было взято за основу при создании других видов. Внешне они имеют схожие черты, но при подробном разборе устройства каждого инструмента можно найти индивидуальные особенности.

Строение инструмента

Любой тип гитары состоит из двух важных частей: корпуса и грифа. Во всех случаях они выполняют одну функцию, а для производства используют те же материалы.

От его формы, устройства, сборки и материалов зависит мобильность, прочность и звуковые характеристики. В свою очередь, корпус состоит из нескольких основных частей.

Верхняя дека (Топ)

Первая важная часть корпуса, так как именно от нее зависит тембр и качество звука. Топы, изготовленные из цельного куска древесины, считаются самыми качественными. Обычно материалом служит ель или кедр. В более дешевых вариантах могут использовать фанеру.

Нижняя дека

Обратная сторона корпуса. Оказывает меньшее влияние на звучание, но придает ему оттенок. Изготавливают из разных древесных пород (клен, красное дерево орех и др.), а лучшим материалом считают палисандр и махагони.

Обечайка

Элемент, соединяющий обе деки. Имея ширину около 10 см, она обеспечивает объем звучанию. Нижнюю деку и обечайку обычно изготавливают из одного материала. Такое строение больше подходит для классики и акустики, устройство бас гитары и электрогитары имеет ряд отличий.

Вторая важная часть струнного инструмента. На него натягивают струны, а вдоль размещают ладовые порожки. Нижнюю часть грифа называют головой. Именно там располагается колковый механизм, отвечающий за наматывание и настройку струн. Лицевую часть грифа покрывают пластиной (накладкой), в которую врезают лады. Чтобы она выдерживала нагрузку от давления струн во время исполнения, ее изготавливают из прочных древесных пород.

Важную роль играет система пружин. Они обеспечивают прочность корпуса и распределяют колебания так, чтобы звучание приобретало нужную интонацию и тембр.

У большинства типов гитар внутри стоит стальной анкер – металлический стержень, задача которого не дать грифу согнуться под силой натяжения струн. Также он является элементом регулировки, когда нужно изменить угол положения грифа.

Некоторые инструменты оснащают дополнительными элементами, такими как предусилители, разъемы «джек», звукосниматели и др.

Особенности устройства акустической гитары

Выше было описано устройство акустической гитары. Также их классифицируют по типу корпуса (дредноут, джамбо, фолк, аудиториум, парлор) и по количеству струн (шести, семи, двенадцатиструнные). В современную акустику иногда встраивают звукосниматели, которые являются обязательным элементом электрогитар.

Особенности устройства классической гитары

Классическую считают прародительницей гитар. Ее создали первой, а затем на ее основе изобрели другие виды. От остальных струнных инструментов ее отличает ряд признаков:

  1. Наличие плоского и широкого грифа. Именно эта особенность создает проблемы при игре многим новичкам, в первую очередь тем, у кого кисти рук небольшого размера.
  2. На инструмент классического типа устанавливают шесть нейлоновых струн. Таким образом снижают нагрузку на гриф. Они не предназначены для струн из металла, так как внутри конструкции отсутствует анкерный стержень, способный выдержать нагрузку от их натяжения.
  3. В классике от верхушки грифа до корпуса врезано только двенадцать ладовых порожков. У инструментов других типов – от 14 ладов.
  4. Белые точки, помечающие лады, украшают не лицевую поверхность грифа, как это обычно бывает, а его боковую поверхность.
  5. Отсутствие защитной накладки. Классика предназначена для такого стиля игры, при котором невозможно повредить поверхность грифа.

Часто звучат претензии о том, что на классике из-за широкого грифа практически ничего не сыграть, так как невозможно даже зажать аккорды с баррэ. Дело в том, что она предназначена для игры в классическом стиле, где используют основные аккорды без сложных приемов.

Особенности устройства электрогитары

Электрогитары не менее популярны, чем акустические. В огромную классификацию входят модели, которые отличаются производителем, количеством ладов, конструкцией и способами компоновки электроустройств. Строение электрогитары, помимо тонкого корпуса без резонирующего отверстия и грифа, роль которых уже понятна, включает дополнительные элементы.

Эти датчики служат преобразователями колебаний звука, которые возникают от удара по струне, в переменный электрический ток. А тот затем передается в комбоусилитель.

Полезно! Хорошие датчики могут улучшить звучание электрогитары даже плохого качества.

Звукосниматели делят на два типа:

  1. Синглы. Датчики такого вида оснащены одной катушкой. Для них характерен чистый звук, но при игре с искажающим эффектом могут фонить.
  2. Хамбакеры. Оснащены двумя катушками. Дают мощное, но менее четкое звучание, так как расстояние между катушками около 17 мм. Их принцип работы основан на усилении полезного сигнала и подавлении ненужного фона. Во время игры с эффектом искажения дают отчетливое, агрессивное звучание без фона.

Различают активные и пассивные звукосниматели. Катушки активных датчиков имеют меньше витков. Для них характерен широкий частотный диапазон, но слабый сигнал на выходе. Чтобы усилить его, устанавливают предусилители.

Струнодержатели, которые служат креплением струн к деке. По наличию системы тремоло разделяются на два вида:

  1. С тремоло. Их главная цель – понижать, а иногда повышать высоту нот. Поэтому предусмотрен специальный рычаг тремоло. При его переключении слышится резкое и визжащее звучание. Некоторые струнодержатели с тремоло оснащают микроподстройкой, поэтому настройка инструмента редко сбивается даже при частом переключении рычага. Но если порвется струна, то расстроится вся электрогитара. При этом заменить струну будет довольно сложно.
  2. Без тремоло. Представляют собой простую конструкцию из минимального набора деталей. Крепко держат строй, но не имеют возможностей, характерных для систем с тремоло.

Электрогитары с системой тремоло помогают сделать звучание интереснее, но этим нужно уметь пользоваться. Начинающим гитаристам желательно выбирать тремоло попроще или пока отказаться от него.

К этой категории относят переключатели звукоснимателей, ручки регулирования громкости и тембра, а также гнездо «джек». Все эти вещи направлены на настройку характера звучания. Разные модели могут отличаться компоновкой электроники. Стандартный вариант – один регулятор громкости и две ручки для настройки тембра.

Особенности строения бас-гитары

Бас гитара (бас) – музыкальный инструмент, играющий в низком диапазоне частот, который пришел на смену контрабасу. Первый настоящий бас изобрели только в середине XX века, взяв за основу электрогитару Fender Telecaster. Даже сейчас своим устройством они напоминают гитары этого типа, но со своими особенностями.

Бас-гитара подходит для игры в любом стиле, но чаще всего на ней исполняют джазовую музыку. Это в основном аккомпанирующий инструмент, поэтому он редко участвует в сольных партиях.

Инструмент характеризует низкий диапазон звучания. Этого добились благодаря ряду конструктивных нововведений – уменьшенное число более толстых струн, большой размер (более 1 м в длину) и увеличенная мензура.

Интересно! Бас от остальных гитар отличает то, что звучит она на октаву ниже, поэтому их настраивают таким образом, чтобы каждая струна звучала на кварту ниже предшествующей.

Стандартными считаются четырехструнные модели. В зависимости от модификации, встречаются пятиструнные, шестиструнные, семиструнные, восьмиструнные, десятиструнные и двенадцатиструнные бас-гитары.

Научится играть можно на любой гитаре. Скорость обучения зависит от того, насколько хорошо начинающий гитарист разбирается в устройстве инструмента, который он выбрал.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов