На сайте ovnilab.com нашлась неплохая статья о ламповых компрессорах. Я решил её перевести. Эта статья будет полезна не только тем, кто интересуется ламповыми компрессорами, но и всем любителям теплого лампового звука
Любители теплого, полного лампового звука особенно уважают ламповые компрессоры. И лампы, и компрессоры по отдельности считаются этакими чудо-устройствами, после которых все звучит тепло и наполненно. Поэтому их сочетание должно давать просто восхитительный звук. Тем более что битлы и прочие знаменитые команды тех времен записывались с помошью ламповых компрессоров, так что и нам нужно такой же заиметь, верно?
К сожалению, не все так просто.
Большинство так называемых ламповых компрессоров на самом деле обычные полупроводниковые оптические компрессоры, к которым прикрутили косметический ламповый каскад. И звук у них именно такой, как у оптических компрессоров, включенных в ламповый предусилитель. Иной раз такая комбинация и правда звучит чудесно, но нужно понимать, что именно у нас тут звучит. Практически во всех современных устройствах подобного типа лампа не участвует в компрессии звука. Поэтому если в вашем музыкальном арсенале найдется оптический компрессор и либо гибридный усилитель, либо ламповая педаль, вы тоже можете собрать то, что продается сейчас под названием ламповый компрессор.
Далее. Те легендарные студийные компрессоры, которые мы все так хотим иметь – устройства гораздо более сложные: много каскадов ламп разных типов (а не одна 12AU7), звуковые трансформаторы и оптопары, звучащие по-своему и которые нельзя повторить, используя массовые компоненты. Одноламповый предусилитель никогда не будет звучать так, как многокаскадная схема с трансформаторами. Опять же, он может звучать отлично, в зависимости от самого устройства и ваших желаний, но одна лампа вносит мизерный вклад в общий звук на записи. Вместо того, чтобы полагаться на неё, разумнее взять нормальный полупроводниковый прибор или запустить цифровой эмулятор многокаскадного устройства.
От напряжений и токов на лампах прямо зависит, как устройство будет звучать. Инженеры это знают и стараются спроектировать схему на совесть. Но очень часто бухгалтерия требует от них не качества звука, а удешевления производства. А это значит более низкие напряжения, малые токи, постоянный ток вместо переменного. Можно собрать компрессор, который будет хорошо звучать при низких напряжениях на лампе, но это потребует больших усилий и затрат, поэтому производители не заморачиваются с этим. Лампа дает гейн – ну и хорошо.
Более того, сейчас полно устройств с лампами, в которых эта лампа только портит звук! Из-за неё звук становится вялым, невнятным. Или она вообще никак не влияет на звук. Это, понятно, не относится ко всем ламповым устройствам; речь идет о некоторых, в основном самых дешёвых приборах с лампой внутри. Опять же – торговля тем, что люди хотят иметь: теплый, ламповый звук без лишних затрат – с одним хилым, примитивным ламповым каскадом.
И ещё. Многие ламповые схемы уязвимы к помехам от домашних электросетей, трансформаторов, люминисцентных ламп, земляных петель и так далее. Иной раз борьба с наводками – то ещё занятие. Я не люблю шум и терпеть не могу искать источники таинственных помех, поэтому и стараюсь пользоваться ламповыми компрессорами пореже. Читатели много раз писали мне о том, что их ламповые компрессоры не шумят; я думаю, что на самом деле не в компрессорах, а в их электромагнитом окружении. Если нет помех, то нет и шума.
Так что же делать? Лучше всего довериться собственным ушам и не слушать знатоков. Не верить рекламным текстам о теплом винтажном тоне и не давать себя одурачить дутыми характеристиками на бумаге. Перед покупкой слушайте компрессор, а если слушать нельзя – покупайте там, где можно вернуть покупку без проблем.
И есть все-таки на этом свете хорошие ламповые компрессоры. Мои любимые – Effectrode PC-2A, Retrospec Squeezebox, Lightning Boy OP-2 и Markbass Compressore. Для своей цены неплох ART Levelar. Имейте в виду, что рэковые компрессоры с большей вероятностью будут хороши, чем педали. Их недостатки лишь в размерах и/или, увы, немалой цене.