Какое дерево влияет на звук электрогитары, а какое – нет

Тема это настолько опасная, что даже страшно начинать. Шучу. На самом деле давно уже пора разобраться с этим вопросом, тем более что лучшие гитарные мастера нашей и сопредельных стран стараются по мере сил тоже нести свет знаний людям.

Ну, начнём. Дерево совершенно точно влияет на звук гитары. Только это не то дерево, из которого гитара сделана, а то, что в головах у людей. Причем на звук гитары оно влияет по-разному. Красное дерево, например, заставляет думать, что материал корпуса украшает звук гитары, а ясень – верить в секретные методы сушки гитарного дерева Шутки шутками, но сейчас мы разберём три заблуждения о гитарном дереве (оно же tonewood).

Фирмы сушат дерево по своим, секретным методикам, которые не разглашаются, что сказывается на звуке этого дерева

Это в KFC приправа для курей делается по секретному рецепту. Причем каждый, кто их ел, знает, что ничего особенного в их вкусе нет. А что касается дерева, здесь нет никаких секретов. Просто потому, что результат правильной сушки дерева независимо от технологий один: сухое и при этом не потрескавшееся и не деформированное дерево. Как правильно его сушить, знает любой уважающий себя столяр, не говоря уж о фирмах, изготавливающих музыкальные инструменты. Бывает наоборот – стараясь побыстрее получить прибыль, дерево сушат быстро в специальных камерах, из-за чего его структура портится. Но в этом вредительстве тоже нет никаких секретов.

Разные породы дерева по-разному передают вибрацию от струн, поэтому от дерева зависит звук

Верно, что от материалов корпуса, а точнее, от толщины и массы дек и обечаек зависит звук акустической гитары. Это и понятно, потому что звук акустического инструмента создается его корпусом. У электрогитары корпус – лишь несущий элемент. От его материала зависит, насколько плох будет звук. Энергия вибрирующей струны со временем поглощается корпусом и прочими элементами гитары. Если какой-то элемент гитары будет отбирать эту энергию, колебания струны будут затухать быстрее. Если материал корпуса гитары мягок и рыхл, то и долгого звука от гитары не стоит ожидать. Поэтому, например, и верхние порожки делают из кости и пластика, по свойствам равному кости, потому что это твердые материалы, мало поглощающие колебания. То же самое касается и дерева – важна не порода, а качество, то есть твёрдость. Неспроста Дэн Армстронг выбрал для своих гитар твердый акрил – он знал, что такой материал даст очень долгий звук. Добавить какие-то дополнительные и слышимые ухом гармоники дерево не может. Но оно может их отнять, так, что высокие частоты будут затухать сильнее, и звук будет глуше. Но это относится к звучанию корпуса гитары, а не самой струны. А звук-то у нас снимается именно со струн.

Звукосниматель снимает собственные колебания по отношению к струне, которые окрашивают звук

Посмотрите внимательно на гитару и сравните амплитуду колебания струны (скажем, 5 миллиметров) и колебаний звукоснимателя (вы их вообще не видите! Они есть, но пренебрежимо малы по сравнению с колебаниями струны.). Эта разница слишком мала, чтобы влиять на звук струны. Другое дело, если у нас тонкий корпус или дека корпуса, как на акустической гитаре, а датчик прикреплён к деке. Тогда его вибрации сильнее и можно говорить о каком-то взаимодействии корпуса и звукоснимателей, к тому же микрофонный эффект даст себя знать

Но не на электрогитаре! Сказать, что звукосниматели получают колебания от корпуса, мог только тот, кто никогда не видел электрогитару вблизи. У подавляющего числа гитар, среди которых каноничные страты и лес полы, звукосниматели вообще не имеют контакта с корпусом! Они крепятся к пластиковым деталям – пикгарду или рамке, да ещё и винтом с пружиной или резинкой. О какой передаче звука от дерева корпуса может идти речь?! Если что-то и окрашивает звук датчика, то только винтажный, выдержанный пластик пикгарда. И, конечно, пружинка на винте.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов