Музыка — идеальный метод поднятия духа, способ самовыражения. Казалось бы, что в музыке уже все давно придумано, и выдавить что-то новое, захватывающее уже невозможно. Это не так. Существует множество способов разнообразить мелодию, и один из них — пентатоника. Многие привыкли, что звуковой ряд состоит из семи ступеней. Это диатоника. Но пентатоника состоит из меньшего количества звуков. Что такое пентатоника — рассмотрим в статье.
Что такое пентатоника
Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.
На заметку! Гамма — очередность звуков в октаве через интервалы. Октава — составляющая звукового ряда. Состоит из пяти и семи нот.
Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.
Для игры гамм есть ряд правил:
- пальцы правой руки чередуются;
- игра четкая и громкая;
- одинаковые промежутки между звуками;
- струны прижимаются близко к порожкам;
- звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.
Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.
Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.
Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации. Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло.
С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.
История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.
Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.
Применение пентатоники в разных стилях музыки
Ангемитонный звуковой ряд используют до сих пор. Например, хеви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы, гармонические ходы мелодий классики, совмещая их с современным звуком. Не исключение и поп-музыка. Применяется такая разновидность гаммы и в метале, перенявшем элементы из мелодий восьмидесятых годов.
Принципы построения и игры пентатоники
Выделяют следующие разновидности пентатоник:
- Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
- Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция. В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
- Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
- Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».
Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:
- Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
- Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.
Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.
Особенности аппликатуры (боксы)
Аппликатура — последовательность прижатия струн на грифе, а также извлечения звуков. Пентатонические боксы на гитаре универсальны. «До» мажорный и «ля» минорный пятиступенный ряд имеют одинаковую аппликатуру на грифе. Отличаются местоположение тонального центра, а также остальных ступеней.
5 позиций пентатоники
Чтобы импровизация в мажоре или миноре получилась, важно постоянно тренироваться. Сначала определяется аппликатура для игры. За отдельный лад отвечает один палец. Игра получается позицией. Сначала от самой низкой ноты до высокой, а потом — наоборот.
Наиболее распространенные аппликатуры — 4-, 5-ладовые в пяти позициях.
Внимание! Очень важно разучить все боксы, табы для создания идеального соло.
Для начинающих музыкантов, плохо знающих ноты, создаются специальные уроки с табулатурой.
Аппликатура минорного и мажорного звуковых рядов схожа — блюзовая пентатоника плюс боксы.
Импровизация пентатоники «ля-минор» происходит так: берется нота «ля» на любой струне, сверяется с принципом минорного ангемитонного звукоряда. Дальше располагаются другие ноты с учетом основной тоники. Очередность звуков пентатоники «ми-минор»: E – G – A – H – D.
Советы
Без знания ангемитонных звуковых рядов создание идеального соло невозможно. Такой лад заслуживает особого внимания. Очень важно досконально изучить все вариации и всегда экспериментировать. Блюз, рок, джазовые исполнители не смогли бы добиться высот без импровизаций.