Владимир Высоцкий несколько раз писал песни к кинофильмам. Он и всесоюзную известность получил после того как прозвучали его песни в фильме Вертикаль. Но все писалось попадало в окончательный вариант. Для фильма Стрелы Робин Гуда Высоцкий написал шесть баллад и их не приняла комиссия. Только спустя несколько лет режиссер смог выпустить свою версию с песнями Высоцкого. Самые известные из них это БАЛЛАДА О ЛЮБВИ и БАЛЛАДА О БОРЬБЕ.
Ну о любви как-нибудь в следующий раз, хотя желающие могут посмотреть текст и аккорды здесь⇒. А сегодня разберем БАЛЛАДУ О БОРЬБЕ это такая важная для многих людей песня, с большим смыслом, определяющая жизненные взгляды для многих людей. Поэтому для них важно сыграть самостоятельно эту песню на гитаре. И я попытаюсь им в этом помочь. Все кому интересно присоединяйтесь.
В оркестровом варианте там есть небольшое соло во вступлении. Табулатуру можно посмотреть здесь⇒. Но Высоцкий сам никаких вступлении и проигрышей не играл. Гитара у него была только фоном для стихов. Поэтому и мы начнем сразу с текста. Какие нам понадобятся аккорды? Это зависит от того в какой тональности мы будем играть. У меня есть два варианта наиболее легких тональностей для исполнения. Первый для низких и женских голосов в тональности ми-минор. Второй оригинальный для средних мужских голосов в тональности ля-минор. Я сейчас расскажу оригинальный, а кому хочется пониже смотрите аккорды здесь⇒.
Итак аккорды к песне в оригинальной тональности ля-минор нам понадобятся вот такие:
Все аккорды не сложные хотя некоторый непривычные, а один F7/Eb я вообще не вспомню, где ещё встречался. Но звучит он интересно и есть смысл разучить его хотя бы для этой песни. Не думаю, что заменить его на просто F будет легче, а главное звучать будет совсем не так круто. Фишка в том чтобы сыграть в басу конкретно этот звук на четвертой струне на первом ладу.
Ладно поехали сначала. Мы не будем пока играть никакой бой. Ставим аккорд и проводим по струнам ногтем указательного пальца правой руки сверху вниз, от шестой струны к первой на ударном слоге. Первое слово в песне из одного слога вот на нем и играем аккорд ля-минор Am и дальше пропеваем текст до слова молитв и на ударном слоге ЛИ играем аккорд ре-минор Dm, то есть опять проводим по струнам ногтем указательного пальца сверху вниз.
Am Dm СРЕдь оплывших свечей и вечерних моЛИтв,
Во второй строчке у нас тоже будет два аккорда. Первый аккорд ми-септ E7 опять на однослоговом слове средь, а второй на самом последнем слоге в слове костров ля-минор:
E7 Am СРЕдь военных трофеев и мирных костРОв
В следующей строчке на первом же слоге в слове жили снова играем аккорд ля-минор Am, а в конце на однослоговом слове битв аккорд си-септ H7:
Am H7 ЖИли книжные дети, не знавшие БИтв,
Четвертая строчка начинается с аакорда ре-минор с басом фа Dm/F без слов. Сначала играем аккорд, потом пропеваем слова и на самом последнем слоге в слове катастроф играем аккорд ми-септ Е7:
Dm/F E7 Изнывая от мелких своих катастРОф.
Это мы сыграли половину куплета. Куплеты двойные, но музыка в них неодинаковая, аккорды разные. Смотрим, что дальше. В следующей строчке в слове пытались на ударном слоге ТА играем аккорд ля-минор Am, дальше пропеваем и в слове знавшие на слоге НА играем аккорд си-септ Н7:
Am Н7 И пыТАлись постичь мы, не зНАвшие войн,.
Дальше в слове воинственный на И играем аккорд ми-септ Е7 и потом в слове принимавшие и вой подряд будут аккорды на каждом слове, сначала ля-минор Am, потом ля-септ А7:
E7 Am A7 За воИнственный клич приниМАвшие ВОй,
В следующей строчке снова будет только два аккорда. Сначала на слове слова аккорд ре-минор с басом фа Dm/F, потом в слове назначенье на ударном слоге ЧЕ аккорд ля-минор Am:
Dm/F Am Тайну сЛОва «приказ», назнаЧЕнье границ,
И в последней строчке для подчеркивания финала будет четыре аккорда. На слове атаки хитрый аккорд фа-септ с басом ми-бемоль F/Eb, (для тех, кого этот аккорд сильно напрягает, можно поставить просто фа-септ F7) потом с ещё более сложным названием, но очень простым по исполнению аккордом Esus4 в слове боевых на слоге ВЫ и пока голосом тянем вых ещё добавляем аккорд ми-септ Е7, а в следующем слове колесниц на последнем слоге играем ля-минор Am:
F7/Eb E7sus4 E7 Am Смысл аТАки и лязг боеВЫх колесНИц
Вот это мы разобрали по аккордам весь куплет. Таких куплетов в песне пять, припевов нет. Поэтому большого разнообразия в форме аккомпанемента тоже не потребуется. Первый куплет можно начинать не спеша, без ритма и даже без перебора, просто, как в разборе плавно проводим по струнам и напеваем слова. А вот со второй половины первого куплета уже можно заиграть ритмично. Лучше всего подходит вот такой ритм:
В начале играем короткими движениями вниз-вверх по басовым струнам, потом по всем струнам вниз с глушением и потом вверх. Можно для разнообразия в некоторых куплетах вместо первого движения вниз сыграть по басовой струне. Будет звучать поинтересней:
Чтобы лучше разобраться во всех тонкостях смотрите видеоразбор: