Ритмичные адыгейские, кабардинские народные танцы сопровождаются звуком старинного ударного музыкального инструмента. Пхачич задает ритм композиции и движениям танцующего. Звучит, напоминая цокот копыт коня, без которого невозможно представить лихих адгов.
Конструкция проста и незамысловата, но ее изготовление требует мастерства, знаний, в Адыгее передаются из от отцов сыновьям. Состоит из нескольких высушенных деревянных пластин. Они нанизываются на ремешок-петлю, за нее исполнитель удерживает трещотку, намотав на ладонь.
Элементы могут быть разной толщины, чем они тоньше, тем ярче, отчетливее звук. Обычно их количество варьируется от 3 до 7. Длина деревянных элементов не более 16 сантиметров, ширина – 5 см.
Встряхивая инструмент, музыкант задает ритмический рисунок, выделяя определенные части, расставляя акценты. При этом он регулирует натяжение ремня и расстояние между пластинами, от величины которого зависит звук.
Интересно, что изготавливать пхачич имеют право только мужчины. На праздниках, народных гуляньях он сопровождает звучание шичепшина, камыля, других представителей адыгской национальной музыкальной группы. Его же в качестве сувенира привозят туристы из поездок в республику.