Латиноамериканцы подарили миру множество ударных, перкуссионных музыкальных инструментов. На улицах Гаваны днем и ночью раздаются ритмичные звуки барабанов, гуире, клаве. А в их звучание врывается резкий, пронзительный ковбелл – представитель семейства металлических идиофонов с неопределенной высотой звучания.
Устройство ковбелла
Металлическая призма с открытой передней гранью – так выглядит ковбел. Звук извлекается ударами по корпусу палочкой. При этом он может находиться в руке исполнителя или закрепляться на стойке тимбалес.
Звучание резкое, короткое, быстро затухающее. Высота звука зависит от толщины металла и размеров корпуса. Во время игры музыкант иногда прижимает пальцы к краю открытой грани, приглушая звук.
Происхождение
Американцы шутливо называют инструмент «коровьим колокольчиком». По форме он похож на колокол, но не имеет язычка внутри. Его функцию при звукоизвлечении выполняет палочка в руках музыканта.
Считается, что идея использовать колокольчики, которые подвешивались к шее коровы, пришла бейсбольным фанатам. Бренча ими, они выражали свои эмоции на матчах.
Латиноамериканцы называют этот идиофон сенсерро. Он неизменно звучит на фестивалях, карнавалах, в барах, дискотеках, способен сделать зажигательной любую вечеринку.
Использование каубелла
Фиксированная высота звучания делает его примитивным, неспособным создавать композиции.
Современные исполнители создают целые установки из разных по размеру корпуса и высоте звука ковбелов, расширяя возможности идиофона. Композитор и создатель стиля «мамбо» Арсенио Родригес считается одним из первых музыкантов, применивших сенсерро в традиционном кубинском оркестре. Услышать инструмент можно, как в поп-композициях, так и в джазовой музыке, произведениях рок-музыкантов.