В семействе саксгорнов эуфониум занимает особое место, пользуется популярностью и имеет право на сольное звучание. Подобно виолончели в струнных оркестрах, ему отведены теноровые партии в военных и духовых. Медный духовой инструмент полюбился также джазменам, используется он и в симфонических музыкальных коллективах.
Описание инструмента
Современный эуфониум представляет собой полуконический раструб с изогнутой овальной трубкой. Он оснащен тремя поршневыми клапанами. Некоторые модели имеют еще один квартовый вентиль, который устанавливается пол левую руку или под мизинец правой кисти. Это дополнение появилось улучшить пассажные переходы, сделать интонирование более чистым, выразительным.
Клапаны устанавливаются сверху или спереди. С их помощью регулируется длина столба воздуха. Ранние модели имели большее количество вентилей (до 6). Раструб эуфониума имеет диаметр 310 мм. Он может быть направлен вверх или вперед по направлению к расположению слушателей. Основание инструмента располагает мундштуком, через который выдувается воздух. Ствол эуфониума более толстый, чем у баритона, поэтому и тембр мощнее.
Отличие от духового баритона
Главное отличие между инструментами заключается в размере ствола. Соответственно есть разница и между строями. Баритон настраивается в «си-бемоль». Его звук не имеет такой силы, мощи, яркости, как у эуфониума. Теноровая туба разных строев вносит разногласия и путаницу в общее звучание оркестра. Но оба инструмента имеют право на самостоятельное существование, поэтому в современном мире при конструировании тенорной тубы учитываются сильные стороны обоих представителей медной духовой группы.
В английской музыкальной школе часто используется средний баритон, как отдельный инструмент. А американские музыканты сделали «собратьев» взаимозаменяемыми в оркестре.
История
«Euphonia» с языка греков переводится, как «чистое звучание». Как и большинство других духовых музыкальных инструментов, эфониум имеет «прародителя». Это серпент – изогнутая змеевидная труба, которую в разное время производили из сплавов меди и серебра, а также из дерева. На основе «змеевика» французский мастер Элэри создал офиклеид. Военные оркестры Европы стали активно использовать его, отмечая мощное и точное звучание. Но разница строев между различными моделями требовала виртуозного мастерства и безупречного слуха.
В середине XIX века звук инструмента был усовершенствован за счет расширения мензуры, а настоящую революцию в мире духовой оркестровой музыки произвело изобретение помповых клапанных механизмов. Адольфом Саксом были изобретены и запатентованы несколько басовых туб. Они очень быстро распространились по странам Европы и стали единой группой. Несмотря на небольшие отличия, все представители семейства имели одинаковый диапазон.
Использование
Применение эуфониума разнообразно. Первым создателем произведений для него стал Амилькаре Понкьелли. В 70 годы XIX века он представил миру концерт из сольных сочинений. Чаще всего эуфониум применяется в духовых, военных, симфонических оркестрах. Не редко его участие и в камерных коллективах. В симфоническом оркестре ему доверяют партии родственной тубы.
Были случаи самостоятельной замены дирижерами, которые отдавали предпочтению эфониуму там, где партии тубы были написаны в слишком высоком регистре. Такую инициативу проявил Эрнст фон Шух на премьере произведения Штрауса, заменив тубу Вагнера.
Наиболее интересен и весом басовый музыкальный инструмент в духовых оркестрах. Здесь эуфониум выполняет не только аккомпанирующую роль, но и часто звучит сольно. Большую популярность обретает он и в джазовом звучании.