Под названием «дудка» объединено несколько разновидностей продольных флейт, которые использовались в фольклоре русских, украинских и белорусских народов, распространялись в других странах, становясь частью и их музыкальной культуры. Несмотря на небольшие музыкальные возможности, эта представительница семейства духовых пользовалась большой популярностью среди простого народа.
Конструкция
Устройство деревянного инструмента простое. Это трубка со свистковым устройством и отверстиями. Отличаются друг от друга дудки размером и формой. Длина может варьироваться от 20 до 50 сантиметров. Концы бывают суженные или расширенные, конусообразные или ровные.
Встречаются цельные и разборные дудочки. Иногда исполнители играют сразу на двух трубках, объединенных одним мундштуком. Такой инструмент называется двойной дудкой.
Мастера создавали конструкции, выдалбливая или высверливая из древесины. Использовались разные породы дерева: ясень, липа, граб, сосна, орешник. Неплохое звучание давали камыш и бузина, вербная кора.
Разновидности дудок
Музыкальный инструмент представлен несколькими видами, каждому из которых дано свое название. Они отличаются размерами и особенностями конструкции.
Трубка в виде цилиндра имеет не только свистковое устройство, но и поршень. При игре музыкант ритмичными движениями меняет положение поршня, изменяя высоту звука. При вдувании воздуха при закрытом поршне дудка-поршневка звучит высоко.
Еще один вид русской народной продольной флейты со скошенным концом, который имеет щель. Воздух направляется на скошенный край, а язык выполняет роль пыжа, то закрывая, то открывая щель. Открытая дудка тоньше, чем поршневка, диаметр внутреннего канала у этого вида составляет не более одного сантиметра. Корпус инструмента может иметь разное количество звуковых отверстий, в Курской области известны образцы с 5 отверстиями.
Длинная дудка, одна из разновидностей обертоновой продольной флейты. Инструмент взрослого исполнителя может достигать в длину 70-80 сантиметров, но каждый музыкант подбирает дудочку в соответствие со своим ростом и длиной рук. Дело в том, что размер столба воздуха во время игры регулируется открыванием и закрыванием указательным пальцем нижнего отверстия. Калюку изготавливают из плотных стеблей растений. Верхнее отверстие более широкое, чем нижнее.
Эта разновидность распространена на Украине. Сопилка в свою очередь объединяет три типа:
- открытая – имеет 6 звуковых отверстий;
- свистковая – количество отверстий 5 или 6;
- губнощелевая – имеет 6 отверстий, воздух вдувается через свистковый вырез без втулки.
Первые два типа характерны для народов Западной Украины, второй распространен в южный и восточных районах.
На Западной Украине еще встречается вид продольной народной флейты, который в Европе называют волынкой. Чтобы играть на дудке с тремя отверстиями, нужна ловкость, сноровка и чувство ритма, потому что исполнитель одновременно играет на дудке и колокольчике, держа их в разных руках.
Существует огромное количество разновидностей, характерных для разных народов и регионов. Они могут выглядеть и называться по-разному: жалейки, свирели, рожки, дуда, сопль, чибизга.
Использование
На Руси дудка появилась еще до прихода христианства. Русский деревянный духовой инструмент изначально полюбили пастухи. С помощью жалейки они подзывали скот. Имел инструмент и сакральный смысл, его звучание сопровождало заговоры при болезни скота, а на Карпатах считалось, что если играть на трубке ночью, то музыка привлечет темные силы.
Позднее наигрыши вошли в быт народа, стали доступным развлечением. Редкий фольклорный ансамбль народных инструментов может обойтись без дудочки. Большую популярность и известность в Советском Союзе обрел первый ансамбль народных инструментов под руководством В.В. Андреева. Ему удалось передать многим простейшим представителям семейства духовых академическое звучание.
Сегодня психологи и педагоги рекомендуют родителям давать в руки детям дудочки, чтобы они не только развивали слух и речь, но и мелкую моторику. Звучание инструмента также положительно влияет на психику, его активно используют в музыкальной терапии.
Дудка в культуре
В книгах исследователей фольклора этот инструмент упоминается очень часто. О дудочке говорится в потешках, сказаниях, песнях, пословицах и поговорках. О безропотных, послушных людях говорили, что они «пляшут под чужую дуду», а про талантливых и успешных – «и швец, и жнец и на дуде игрец».
Наравне с гуслями, трещотками, ложками, бубнами дудка вошла в состав народного ансамбля, используется для аккомпанемента фольклорных и авторских композиций.