Разнообразие музыкальных инструментов поражает: какие-то давно являются экспонатами музеев, вышли из употребления, другие переживают второе рождение, звучат повсеместно, активно используются профессиональными музыкантами. Расцвет шалмея, деревянного духового музыкального инструмента, пришелся на Средневековье, эпоху Возрождения. Однако, определенный интерес к диковинке повторно возник ближе к концу XX века: сегодня находятся ценители древности, готовые играть на шалмее, адаптировать звучание для исполнения современных музыкальных произведений.
Описание инструмента
Шалмей представляет собой длинную трубу, изготовленную из цельного куска древесины. Размеры корпуса различны: встречались экземпляры, достигающие трехметровой длины, другие – всего 50 см. Длина шалмея определяла звук: чем больше размер корпуса, тем ниже, сочнее он становился.
Шалмей является вторым по громкости акустическим инструментом, уступающим первое место трубе.
Строение шалмея
Строение изнутри, снаружи достаточно простое, включающее следующие основные элементы:
- Корпус. Разборный или цельный, внутри располагается небольшой канал конической формы, снаружи – 7-9 отверстий. Корпус расширяется книзу – широкая часть иногда служит местом расположения дополнительных отверстий, служащих для рассеивания звука.
- Втулка. Трубка, изготовленная из металла, одним концом вставляющаяся в корпус. На второй конец надевается трость. Инструмент маленького размера обладает короткой, прямой трубкой. Большие шалмеи имеют втулку длинную, немного изогнутую.
- Мундштук. Цилиндр, выполненный из дерева, расширяющийся кверху, имеющий небольшой канал внутри. Надевается на втулку с тростью.
- Трость. Основной элемент шалмея, отвечающий за звукоизвлечение. Основу составляют 2 тонкие пластинки. Пластины соприкасаются, образуя небольшое отверстие. От размеров отверстия зависит звук. Трость быстро изнашивается, становится непригодной, требует регулярной замены.
История
Шалмей – восточное изобретение. Предположительно, в Европу завезен воинами-крестоносцами. Претерпев определенные доработки, быстро распространился среди различных сословий.
Эпохи Средневековья, Возрождения явились периодом популярности шалмея: без него не обходились торжества, праздники, церемонии, танцевальные вечера. Существовали целые оркестры, состоящие исключительно из шалмеев различных размеров.
XVII век – период, когда шалмей сменил новый инструмент, схожий видом, звуком, конструкцией: габой. Причина забвения крылась также в нарастающей популярности струнных инструментов: они терялись в компании шалмея, заглушающего любую музыку громким звуком, звучащего слишком примитивно.
Звучание
Шалмей издает яркий звук: пронзительный, громкий. В распоряжении инструмента – 2 полные октавы. Конструкция не предполагает точной настройки. На звучание влияют внешние факторы (влажность, температура), физическое воздействие исполнителя (сила дыхания, сжатия трости губами).
Техника исполнения, несмотря на примитивность конструкции, требует немалых усилий: музыканту необходимо постоянно вдыхать воздух, что вызывает напряжение лицевых мышц, быструю усталость. Без специальной подготовки сыграть нечто действительно достойное на шалмее не получится.
Сегодня шалмей остается экзотикой, хотя некоторые музыканты используют звуки инструмента, записывая современные композиции. Обычно внимание на него обращают музыкальные группы, играющие в стиле фолк-рок.
Верными ценителями диковинки являются любители истории, стремящиеся воссоздать атмосферу Средневековья, эпохи Возрождения.