Ритм-гитара — музыкальный инструмент, предназначенный для игры ритм-партий в композициях. Обычно ритм-партии звучат на фоне солирующих инструментов. Набор оборудования вроде усилителей звука и педалей эффектов отличается между соло и ритм-гитаристом. Если в группе больше одного гитариста, то они могут меняться обязанностями.
Большую популярность получил электрический вариант ритм-гитары. Акустика обычно используется в фолк-музыке и блюграссе.
Чем отличается от соло-гитары и бас-гитары
Выглядит ритм-гитара как обычная электрическая или акустическая гитара. Единственное отличие от соло-гитары — характер применения. Ритм-гитара отвечает за создание ритмического рисунка композиции, в то время как сольная независимо ведет основную мелодию. Если в группе состоит один гитарист, то он может поочередно играть обе партии на одном инструменте. Ритм-гитаристы обычно не используют фланжеры, чтобы не перебивать сольную гитару.
Разница с бас-гитарой более существенна. Конструкция бас-гитары отличается удлиненным грифом, увеличенным расстоянием между ладами, использованием четырех толстых струн и низким строем. Ритм-гитарист обычно извлекает несколько нот за раз, басист играет одиночными нотами. Басист играет в гармонии с барабанщиком и подчеркивает смену аккордов гитаристами. Бас охватывает более низкий диапазон звучания, чем электрогитара в любом строе.
Использование
Большинство композиций в роке и блюзе играются в размере 4/4. Тактовый размер имеет 2 сильные и слабые доли. В рок-н-ролле ритм-гитара делает акцент на сильных долях.
В рок-музыке обычный способ построить аккордовую последовательность это играть мажорные и минорные триады. Каждая триада состоит из коренной, третьей и пятой ноты определенной гаммы. Например, мажорная триада C включает в себя ноты C, E и G. Иногда могут вставляться аккорды с 4 нотами, добавляя к трем еще одну.
Последовательность из трех аккордов — типичная ритмическая партия в ранней поп и рок-музыке. В этой последовательности игрались I, IV и V аккорды блюзового квадрата.
В хэви-метал музыке ритм-гитаристы обычно играют пауэр-аккордами. Альтернативное название — квинты. Пауэр-аккорды состоят из коренной ноты и пятой выше, либо с октавой дублирующей корневую. Особенность квинтаккордов — чистое и жесткое звучание. Обычно звучит с применением эффекта дисторшен или овердрайв.
Доступность электронных эффектов позволяет ритм-гитаристам заменять игрока на синтезаторе. Для изменения звука используются педали эффектов. После применения эффекта гитарный звук может изменяться до неузнаваемости. Такой подход к ритм-секции распространен в современной поп-музыке.
В джазовой музыке изначально роль аккомпанирующего инструмента играл банджо. В 1930х годах ритм-гитара заняла его место. Главным преимуществом ритм-гитаристов перед игроками на банджо заключалось в возможности держать ровный ритм при сложной последовательности аккордов. Ранние джазовые гитаристы вроде Фредди Грина пытались дополнительно использовать перкуссионные качества инструмента, ритмично ударяя рукой по корпусу.
В европейском жанре джаз-мануш ритм-гитара заменяет ударные инструменты. Для этого гитаристы используют технику игры «la pompe». Правая рука быстро ударяет вниз-вверх по струнам и делает дополнительный удар вниз, создавая качающую ритм-секцию.
В регги ритм-гитара играет ключевое значение. Именно она подчеркивает характерный для жанра акцент на 2 и 4 доле такта.