Курай появился в незапамятные времена, был распространен среди башкирского, татарского населения Земли. Первоначально использовался для музыкального сопровождения свадеб, праздников, сегодня входит в состав оркестров, ансамблей.
Что такое курай
Курай причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.
Модели отличаются размерами: длина колеблется в пределах 120-1000 мм. Некоторые разновидности внутри оснащены бьющимся язычком, позволяющим разнообразить извлекаемые звуки.
Первоначальным материалом для инструмента служили высушенные стебли растений семейства зонтичных. Современные модели изготавливают из различной основы: металла, дерева.
Звукоряд, тембр, диатонический диапазон курая зависят от различных факторов: размеров, материала, особенностей конструкции. В среднем, в арсенале инструмента – три полные октавы. Звукоряд представляет собой сцепление двух мажорных пентатоник.
Звучит курай необычно: душевно, возвышенно, меланхолично. Под такую музыку сложно исполнять песню, чаще она сопровождается горловым пением.
Устройство
Устройство довольно простое – длинный прямой корпус, полый внутри. Иногда внутри корпуса располагается язычок. На внешней стороне расположены отверстия: зажимая одно или несколько, музыкант извлекает нужные по высоте, тембру звуки.
Длина инструмента, количество отверстий на корпусе различны. Классическая модель имеет следующие параметры:
- длина 570-800 мм;
- диаметр – 20 мм;
- количество отверстий – 5 (4 украшают лицевую сторону корпуса, 1 – тыльную);
- диаметр отверстий – 5-15 мм.
История происхождения
Первые документальные упоминания курая относятся к XIII-XIV векам. Но его история гораздо длиннее: достоверно неизвестно, когда именно инструмент появился на свет. Татары, башкиры играли на нем с незапамятных времен.
Музыкальными приспособлениями, подобными флейте, люди пользовались еще до наступления нашей эры, они были широко распространены, встречались практически в каждой мировой культуре. Предположительно, курай попал к татарам, башкирам из соседей-азиатов – монголов, казахов.
Долгое время между Башкортостаном и Татарстаном шел спор, кто из народов по праву может назвать курай «своим» национальным инструментом. Правда оказалась на стороне Башкирии: республика сумела запатентовать инструмент, как территориальный бренд. Сегодня он официально считается башкирским национальным инструментом, хотя татарский курай распространен ничуть не меньше.
Происхождение курая, согласно башкирской легенде, связано с юношей, спасшемся от лютой смерти благодаря изобретению музыкального инструмента. Выброшенный злым ханом в дремучем лесу, он, от нечего делать, смастерил дудочку из стебля растения, каждый день играл на нем, понемногу продвигаясь вперед. Так чудесным образом он вскоре оказался вблизи родных мест. Односельчане сбежались на звуки прекрасной мелодии, узнали о том, как хан расправляется с юношами, побежали во дворец, свергли деспота. А курай стал постоянным спутником башкир, как символ избавления от страданий.
Первоначально на инструменте играли исключительно мужчины. Кураисты (люди, владеющие игрой на курае) перед тем, как исполнить произведение, обязательно рассказывали, о чем она – некую легенду, историю, сказание. Эти личности были в большом почете, так как являлись поэтами, музыкантами, композиторами, знатоками фольклора в одном лице.
Старые инструменты перед исполнением обязательно смачивали водой. Игра сопровождалась в большинстве случаев горловым пением.
В XIX веке татарским (башкирским) инструментом заинтересовались ученые, собиратели фольклора. Курай был тщательно исследован, описан, классифицирован.
В 1998 году в Уфе впервые был создан республиканский Союз кураистов, цель которого – развитие национальных традиций, сохранение духовного наследия, поддержка музыкантов, владеющих техникой игры на курае.
Разновидности курая
Помимо классической разновидности, существует ряд других модификаций курая:
- Копшэ. Открытая продольная флейта, имеющая 2 отверстия. Оба расположены на лицевой стороне: первое примерно в 6-ти пальцах от нижнего края, следующее пятью пальцами выше.
- Агач. Сделанная из дерева свистковая продольная флейта. Изготавливают из строго определенных пород – клена, калины, ореха. Количество отверстий различное – 4-6. Длина – 25-30 см.
- Медный. Щелевой свистковый инструмент. Материал изготовления – латунь, серебро, алюминий. Диаметр модели – 20-23 мм, длина корпуса – 26-26,5 см. Число отверстий – 7.
- Казан. Свистковая продольная флейта конусообразной формы. Основание уже верха на 10-15 мм. Общая длина составляет 58-80 см. игровые отверстия присутствуют в количестве 2, 5,6,7 штук.
- Ногайский. Свистковая продольная флейта с двумя отверстиями, длиной корпуса 69 – 77,5 см. Считается женской разновидностью курая.
- Курай из соломки. Оснащен язычком, принадлежит группе аэрофонов. Основой корпуса служила солома злаковых растений. Количество отверстий вырезалось на усмотрение музыканта. Небольшой язычок длиной около 2 см, шириной пару миллиметров, вырезался в закрытой части соломки.
Как делают курай
Народный инструмент по всем канонам следует изготавливать из стеблей зонтичных растений. Идеально подходят следующие:
- дудник;
- дягиль;
- реброплодник.
Выбранное растение не должно иметь дефектов, быть гладким, ровным изнутри, снаружи. Идеальное время сбора материала – конец июля – начало августа, после окончания цветения трав.
Выбранный экземпляр срезают под корень, тщательно высушивают в защищенном от света помещении. Возможна сушка на открытом воздухе. Как только стебель высох полностью, ему придают необходимую длину, вырезают отверстия в требуемом количестве.
Концертные кураи изготавливают из строганного шпона. Технология была запатентована в 1976 году, позволила выпускать инструмент на промышленных предприятиях. Процесс не требует больших затрат времени, производится с использованием современных методов, технологий.
Как играть на курае
Игра на курае требует правильного владения дыханием. Звуки нужной высоты извлекаются, путем закрывания (открывания) расположенных вдоль корпуса отверстий. Чем больше количество отверстий, тем богаче диапазон инструмента, шире его возможности звукоизвлечения.
Музыкант располагает корпус между зубами, верхней губой чуть прикрывая его, нижнюю губу, наоборот, частично приоткрывая. Кончик языка упирается в край инструмента. Во время игры губы не закрываются, язык не отрывается от края. Выполнить подобное можно, набравшись опыта, постоянно тренируясь.
Национальные мелодии курая сопровождаются горловым пением.
Использование инструмента
Курай входит в состав оркестров народных инструментов, органично смотрится в ансамблях, исполняющих башкирскую, татарскую музыку. Подходит для исполнения лиричных песен, плясок. Инструмент часто солирует – его приятные звуки не нуждаются в дополнении.