Древний представитель семейства ударных несет в своем звучании сакральное значение. В каждом городе России слышен колокольный звон в церквях, возвещающий о начале богослужений. А в академическом понимании это оркестровый музыкальный инструмент, история которого уходит в глубину веков.
Устройство колокола
Состоит из пустого купола, в котором формируется звук, и языка, расположенного внутри по оси. Нижняя часть расширена, верхняя – более узкая, венчается «головой» и «короной». Конструкцию отливают из разных металлов, чаще всего это колокольная бронза, реже используется чугун, железо, даже стекло.
Устройство подвешивают на опору или закрепляют на качающемся основании. Звук возбуждается посредством раскачивания языка и ударением его о стенки, либо качанием самого купола.
В Европе чаще встречаются колокола, не имеющие языка. Для извлечения звука их нужно бить колотушкой по куполу. Европейцы раскачивают сам корпус, а в русской музыкальной культуре в движение приводится язык.
История
Вероятнее всего самые первые колокола могли появиться в Китае. Об этом свидетельствуют находки, датируемые XVII веком до н.э. Первый музыкальный инструмент из нескольких десятков экземпляров тоже был создан китайцами. В Европе такие конструкции появились двумя веками позднее.
На Руси история колокола началась с приходом христианства. С древности люди верили, что звон, шум, бряцанье отгоняют нечисть, колокольчики на долгие века стали атрибутом шаманов.
С начала XI века появились сигнальные колокола в Новгороде, Владимире, Ростове, Москве, Твери. Они были привозными. Происхождение названия относят к древнерусскому слову «кол», которое означало «круг» или «колесо».
А в 1579 году в Новгороде появился литейный завод, на котором стали лить колокола. Мастера смогли найти идеальную формулу сплава, в нем должно было быть 80 процентов меди и 20 – олова.
В России 18 века эти инструменты имели разную массу и габариты. Размеры некоторых были настолько внушительными, что давали имя устройству. Известны такие названия колоколов, как «Царь-колокол», «Благовестник», «Годуновский».
Есть разные интересные файлы о колоколах:
- На заре зарождения христианства их считали языческими атрибутами.
- В разных странах инструмент мог служить далеким от православной веры целям: в Италии звонил, когда пора было ставить тесто для хлеба, в Германии звучание могло означать начало уборки на улицах, а в Польше сообщало жителям, что открылись пивные заведения.
- При смене капитана на Международной космической станции обязательно звонят в колокольчик.
Использование музыкального инструмента прекратилось с приходом к власти большевиков. В 1917 году церкви разорялись, колокола сдавали в цветмет на переплавку. На библиотеки им. Ленина в Москве можно увидеть горельефы с изображениями ученых и писателей. Для их создания переплавили инструменты, снятые со звонниц восьми столичных храмов.
Использование колоколов
В русской музыке применение классического колокола основывается на разнообразии форм и размеров. Чем крупнее устройство, тем ниже его звучание. Инструмент однозвучный, то есть, способен на создание только одного звука. Средний записывается в партитуре в басовом ключе на октаву ниже звучания, малый – в скрипичном. Слишком большой вес колокола с еще более низким звучанием исключает его использование в музыке из-за невозможности разместить на сцене.
Композиторы использовали разновидности колоколов для акцентирования внимания особых эффектах, связанных с сюжетом. В театрах классические конструкции применялись с конца XIX века. На смену им пришли оркестровые, которые стали выглядеть иначе – это набор трубок, закрепленных на раме.
В русской музыке этот ударный инструмент использовали в своих произведениях Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков. Традицию продолжили знаменитые композиторы XX века: Щедрин, Петров, Свиридов.
Виды колоколов
Детали звучания и строение инструментов позволили разделить их на несколько видов:
- подзвонные – их может быть разное количество, между собой языки соединяют веревкой, прикрепленной к звонарному столбику;
- зазвонные – бывают в виде связанных между собой 2,3 4 экземпляров;
- средние – виды колоколов, служащие для украшения основного звона;
- говестники – сигнальный инструмент, служащий для созыва людей на разные службы (праздничные, будничные, воскресные).
В старину появлялись собственные имена колоколов: «Переспор», «Сокол», «Георгий», «Господарь», «Медведь».
Куранты – еще один, обособленный вид, используемый в звонницах с часовым механизмом. Это набор разноразмерных с отличающейся формой колоколов, настроенных в соответствии с хроматической или диатонической гаммой.