Японская музыка, как и японская культура – оригинальна, своеобразна. Среди музыкальных инструментов Страны Восходящего Солнца особое место занимает бива, родственница европейской лютни, но с некоторыми отличительными особенностями.
Что такое бива
Инструмент относится к группе струнных щипковых, семейству лютневых. Завезен в Японию из Китая не ранее VIII века н.э., вскоре распространился по всей стране, начали появляться всевозможные разновидности бивы.
Звуки японского национального инструмента – металлические, жесткие. Современные музыканты во время игры пользуются специальными медиаторами, изготовление которых – настоящее искусство.
Устройство инструмента
Внешне бива напоминает формой вытянутый вверх миндальный орех. Основными элементами инструмента считаются:
- Корпус. Состоит из передней, задней стенок, боковой поверхности. Лицевая сторона корпуса чуть выгнута, обладает 3-мя отверстиями, задняя стенка прямая. Боковые стороны невелики, поэтому бива выглядит достаточно плоской. Материал изготовления – дерево.
- Струны. Вдоль корпуса протянуто 4-5 штук. Отличительная особенность струн – удаленность от грифа из-за выступающих ладков.
- Шейка. Здесь расположены ладки, головка грифа, откинутая назад, оснащенная колками.
Разновидности
Известные на сегодняшний день вариации бивы:
- Гаку. Самая первая разновидность бивы. Длина – чуть более метра, ширина – 40 см. Обладает четырьмя струнами, сильно отогнутой назад головкой. Служила для аккомпанемента голосу, создания ритма.
- Гогэн. Ныне не используется, была популярна до IX века. Отличие от гаку-бивы – не отогнутая головка, струнное число 5.
- Мосо. Предназначение – музыкальное сопровождений буддийских ритуалов. Отличительный признак – небольшой размер, отсутствие определенной формы. Модель являлась четырехструнной. Разновидность мосо-бивы – саса-бива, использовавшаяся в ритуалах очищения домов от негатива.
- Хэйкэ. Использовалась странствующими монахами для сопровождения героических религиозных песен. Сменила мосо-биву, заполонив буддийские храмы.
Техника игры
Звучание инструмента достигается использованием следующих музыкальных приемов:
- пиццикато;
- арпеджио;
- простое движение плектром сверху вниз;
- удар по струне, а затем резкая остановка;
- прижимание струны за ладками при помощи пальца с целью повышения тона.
Особенность бивы – отсутствие настройки в европейском понимании данного слова. Музыкант извлекает нужные ноты, сильнее (слабее) нажимая на струны.