Басовая разновидность кларнета появилась в начале XIX века. Сегодня данный инструмент входит в состав симфонических оркестров, применяется в камерных ансамблях, востребован среди джазовых музыкантов.
Описание инструмента
Бас-кларнет, на итальянском звучащий как «clarinetto basso», относится к категории деревянных духовых музыкальных инструментов. Устройство его подобно устройству обычного кларнета, главными элементами конструкции являются:
- Корпус: прямая цилиндрическая трубки, состоящая из 5 элементов (раструба, мундштука, колен (верхнего, нижнего), бочонка).
- Трость (язычок) – тонкая пластинка, служащая для извлечения звука.
- Клапаны, кольца, звуковые отверстия, украшающие поверхность корпуса.
Изготавливают бас-кларнет из благородных пород дерева – черного, мпинго, кокобола. Большая часть работ проводится вручную, согласно указаниям, разработанным столетие назад. Материал изготовления, кропотливость работы сказывается на цене предмета – данное удовольствие не из дешевых.
Диапазон бас-кларнета – примерно 4 октавы (от ре большой октавы до си-бемоль контроктавы). Главное применение – в строе В (си-бемоль). Ноты пишутся в басовом ключе, тоном выше положенного.
История бас-кларнета
Первоначально был создан обычный кларнет – событие произошло во второй половине XVIII века. Далее понадобился практически век для того, чтобы усовершенствовать его в бас-кларнет. Автором разработки является бельгиец Адольф Сакс, которому принадлежит еще одно значительное изобретение – саксофон.
А.Сакс кропотливо изучил имеющиеся в XIX веке модели, долгое время работал над усовершенствованием клапанов, улучшением интонаций, расширением диапазона. Из-под руки специалиста вышел совершенный академический инструмент, занявший достойное место в симфоническом оркестре.
Густой, несколько мрачный тембр инструмента незаменим в отдельных сольных эпизодах музыкального произведения. Услышать его звучание можно в операх Вагнера, Верди, симфониях Чайковского, Шостаковича.
ХХ век открыл новые возможности почитателям инструмента: для него пишутся сольные выступления, он входит в состав камерных ансамблей, является востребованных у джазовых и даже рок-исполнителей.
Техника игры
Техника игры схожа с навыками владения обычным кларнетом. Инструмент является чрезвычайно подвижным, не требует передувания, больших запасов кислорода, звуки извлекаются легко.
Если сравнивать два кларнета, басовый вариант менее подвижен, отдельные произведения потребуют от музыканта большого мастерства. Есть обратная тенденция: музыка, написанная в низкой тональности, с трудом поддается игре на обычном кларнете, зато его «басовый брат» справится с подобной задачей без труда.
Игра предполагает использование двух регистров – нижнего, среднего. Бас-кларнету идеально удаются эпизоды трагического, тревожного зловещего характера.
Бас-кларнет не является «первой скрипкой» в оркестре, но и думать о нем, как о чем-то несущественном, было бы неверно. Без сочных, певучих нот, которые неподвластны прочим музыкальным инструментам, многие гениальные произведения звучали бы совершенно иначе, если бы оркестры исключили басовую модель кларнета из состава.