Арфа считается символом гармонии, изящества, спокойствия, поэзии. Один из самых красивых и загадочных инструментов, похожий на большое крыло бабочки, веками дарил поэтическое и музыкальное вдохновение своим мягким романтичным звучанием.
Что такое арфа
Музыкальный инструмент, выглядящий как большая рама треугольной формы, на которой закреплены струны, относится к струнной щипковой группе. Этот вид инструментов обязательно участвует в любом симфоническом выступлении, причем арфу используют для создания и сольной, и оркестровой музыки в разных жанрах.
В оркестре звучат обычно одна или две арфы, но случаются и отступления от музыкальных стандартов. Так, в опере русского композитора Римского-Корсакова «Млада» используются 3 инструмента, а в произведении Рихарда Вагнера «Золото Рейна» – 6.
В большинстве случаев арфисты аккомпанируют другим музыкантам, но бывают сольные партии. Солируют арфисты, например, в «Щелкунчике», «Спящей красавице» и «Лебедином озере» Петра Ильича Чайковского.
Как звучит арфа
Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта.
Звук арфы мягкий, негромкий. Регистры не выражены, тембровое разделение расплывчатое:
- нижний регистр приглушенный;
- средний – густой и звучный;
- высокий – тонкий и легкий;
- наивысший – короткий, слабый.
В арфовых звуках отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.
В арфовой игре нередко применяется эффект глиссандо – быстрого движения пальцев по струнам, благодаря чему извлекается чудесный звуковой каскад.
Тембровые возможности арфы поразительны. Ее тембр позволяет сымитировать гитару, лютню, клавесин. Так, в испанской увертюре Глинки «Арагонская хота» арфист исполняет гитарную партию.
Число октав – 5. Педальное строение позволяет воспроизводить звуки от контроктавы «ре» до 4-ой октавы «фа».
Устройство инструмента
Треугольный инструмент состоит из:
- резонансной коробки высотой около 1 м, расширяющейся к основанию;
- плоской деки, чаще всего изготавливаемой из клена;
- узкой рейки из твердой породы дерева, прикрепленной к середине деки на всю длину, имеющей отверстия для вдевания струн;
- большого изогнутого грифа в верхней части корпуса;
- панели с колками на грифе для закрепления и настройки струн;
- передней колоннообразной стойки, предназначенной для сопротивления колебаниям струн, натянутых меж грифом и резонатором.
Количество струн у разных инструментов неодинаковое. Педальная разновидность 46-струнная, причем 11 струн выполнены из металла, 35 – из синтетического материала. А в небольшой леверсной арфе 20-38 жил.
Арфовые струны диатонические, то есть бемоли и диезы не выделяются. А чтобы понизить или повысить звучание, применяют 7 педалей. Чтобы арфист быстро ориентировался в выборе нужной ноты, делаются разноцветные струны. Жилы, дающие ноту «до», красного цвета, «фа» – синего.
История арфы
Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.
Каждый древний народ имел инструмент оригинальной формы. Особой любовью арфа пользовалась у египтян, которые называли ее «прекрасная», щедро украшали золотыми и серебряными вставками, драгоценными минералами.
В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке. Его использовали бродячие артисты. В XVII веке европейская арфа стала выглядеть как тяжелая напольная конструкция. Средневековые монахи и служители храмов использовали инструмент для музыкального сопровождения богослужений.
В дальнейшем над строением инструмента многократно экспериментировали, стараясь расширить диапазон. Изобретенный в 1660 году механизм, позволяющий с помощью натяжения и отпускания струн ключами менять высоту звучания, был неудобен. Тогда в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер создал педальное устройство, в котором педали давили на крюки, натягивающие струны.
В 1810 году во Франции ремесленник Себастьян Эрар запатентовал тип двойной арфы, воспроизводящий все тона. На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.
В Россию арфа попала в XVIII веке, почти сразу стала популярной. Первый инструмент смогли привезти в Смольный институт, где был сформирован класс арфисток. А первой в стране арфисткой стала Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий.
Виды
Существуют следующие разновидности инструмента:
- Андская (или перуанская) – крупная конструкция с объемной декой, делающей зычным басовый регистр. Народный инструмент индейских племен Анд.
- Кельтская (она же ирландская) – небольшая конструкция. Играть следует, держа ее на коленях.
- Валлийская – трехрядная.
- Леверсная – разновидность без педалей. Регулировка осуществляется рычагами на колке.
- Педальная – классическая разновидность. Регулировка натянутой струны осуществляется давлением педалей.
- Саунг – дуговой инструмент, сделанный мастерами Бирмы и Мьянмы.
- Электроарфа – так стала называться разновидность классического изделия со встроенными звукоснимателями.
Интересные факты
Арфа имеет древнее происхождение, за многие века ее существования накопилось множество легенд и интересных фактов:
- Кельты считали, что бог огня и благоденствия Дагда меняет один сезон года на другой, играя на арфе.
- С XIII века арфа – часть государственной символики Ирландии. Инструмент есть на гербе, флаге, государственной печати и монетах.
- Существует инструмент, устроенный так, что на нем могут одновременно в четыре руки исполнять музыку два арфиста.
- Самая долгая игра арфистки заняла более 25 часов. Рекордсменка – американка Карла Сита, которой на момент рекорда (2010 год) было 17 лет.
- В неофициальной медицине есть направление арфотерапия, приверженцы которого считают звуки струнного инструмента целебными.
- Известной арфисткой была крепостная Прасковья Ковалева, в которую влюбился граф Николай Шереметьев, взял ее в жены.
- В СССР серийно производить арфы первой начала в 1948 году ленинградская фабрика имени Луначарского.
С античности до нашего времени арфа – волшебный инструмент, ее глубокие и проникновенные звуки очаровывают, завораживают, исцеляют. Ее звучание в оркестре нельзя назвать эмоциональным, сильным и первостепенным, но и в сольном, и в общем исполнении она создает настрой музыкального произведения.