» » СКВОЗЬ АСФАЛЬТ-Технология оживления старых грамзаписей «АМЛ+»

 
 
 

СКВОЗЬ АСФАЛЬТ-Технология оживления старых грамзаписей «АМЛ+»

Автор: Ollleg от 21-08-2012, 23:44, посмотрело: 2157

0 Почему сегодня, слушая изданные на компакт-дисках записи Федора Шаляпина, Титта Руффо, Беньямино Джильи и других звезд оперы, имевших фантастическую популярность в начале ХХ века, мы скучаем? Может быть, наши деды были примитивнее нас или менее взыскательны? Или, наоборот, человечество за последнее столетие зачерствело? Нет, причина в другом. Она — в слепой вере людей в научно-технический прогресс. Из-за этой веры меломаны, постоянно занятые поиском совершенных записей, проглядели тот момент, когда в грамзаписях на 78 об/мин, перенесенных на CD, исчезла суть музыки. Получается, что после ста лет совершенствования техники звукозаписи мы оказались у разбитого корыта! Случилось то, чего никто не ожидал. Старая граммофонная пластинка, которой мы высокомерно пренебрегали в течение последних пятидесяти лет, осталась единственной хранительницей высочайшей музыкальной исполнительской культуры, получившей расцвет в первой половине ХХ века и теперь утраченной.

Объективная причина исчезновения музыки из переизданных на компакт-дисках грамзаписей кроется в реставрации, которой в обязательном порядке подвергаются старые записи при переносе их на новый носитель. Под реставрацией понимают, прежде всего, очистку исходных записей от щелчков, шума и искажений. Казалось бы, что в этом плохого: чем чище запись, тем лучше! Такую ортодоксальную точку зрения исповедуют многие, но не все. Наиболее чуткие слушатели, число которых растет, больше доверяют своим ощущениям, чем теоретическим рассуждениям. Именно они первыми заметили, что в результате компьютерной, иначе говоря, цифровой реставрации записей разрушается тонкая музыкальная материя, исчезает то, что мы в музыке едва улавливаем, но ради чего мы ее слушаем. Если этой материи нет, прерывается эмоциональный контакт слушателя с музыкантами прошлого. И тогда очищенные от щелчков и шума записи воспринимаются нами как безжизненные, неспособные пробуждать иных эмоций, кроме благожелательной скуки.

Задача возвращения меломанам музыкальных богатств, сохраненных на старых грампластинках, долгое время не ставилась, поскольку даже профессионалы, занятые совершенствованием звукозаписи, проглядели, как в процессе перенесения грамзаписей на компакт-диски бесследно исчезла музыка. Они проглядели это, потому что не имели права даже подумать о возможности такого исчезновения. Сама мысль о причастности к смерти музыки компьютера рассматривалась в среде профессионалов как инакомыслие. Ведь подобное предположение не вытекает из теории сигналов и не вписывается в представления о слуховом восприятии. Кстати говоря, именно на основе этих ущербных представлений сформировалась догма о том, что слышимая, то есть осознаваемая часть музыки — это и есть сама музыка. Опираясь на эту догму, производители компакт-дисков около двадцати лет внушали меломанам, что слышимые при воспроизведении старых записей шум и щелчки мешают восприятию музыки, и утаивали при этом главное — то, что сущность музыки неслышима. Неслышима, поскольку адресована подсознанию слушателя. Слышимые же шум и щелчки — это всего лишь «телесные» дефекты звуков, и к музыке они отношения не имеют. Такой взгляд на музыку и ее восприятие (известный, как оказалось, с конца XIX века*) подсказал нам, как приблизиться к решению задачи корректного воссоздания записей прошлого. В результате более глубокого осмысления всех аспектов восприятия музыки появилась Технология оживления старых грамзаписей «АМЛ+», в которой реставрационному вмешательству в исходную звукозапись просто не оставлено места. Новая технология допускает только ремастеринг — бережное «вытаскивание» из старой грампластинки музыки со всеми ее нюансами и последующую ее перезапись на цифровой носитель. Сохранение музыкальных нюансов стало возможным благодаря тому, что обработка музыкального сигнала производится в очень ограниченном объеме и только в аналоговой форме, то есть до конвертации сигнала в цифровую форму, причем все аналоговые операции осуществляются по самому короткому пути из возможных. Для этого используется чудо современной техники RX-корректор**. На то, что ремастеринг выполнен по самому короткому пути и не включает промежуточной стадии цифровой обработки, указывает обозначение |A|>|D| на упаковке диска; а о том, что ремастеринг проведен с применением RX-корректора, сообщает надпись «LivingMONO».

Так как в процессе ремастеринга старые записи не подвергаются очищению от помех, особое значение для нас приобретает сохранность грампластинок. К сожалению, здесь мы столкнулись с непреодолимыми трудностями. Вдумайтесь в сам факт: многие, причем наиболее интересные, грамзаписи были сделаны еще до Первой мировой войны! Все было бы ничего, если бы эти пластинки последние сто лет лежали в чуланах. Но их хозяева, наши дедушки и бабушки, вели активный образ жизни и часто проигрывали свои любимые записи на оснащенных стальными иглами граммофонах — и каждый раз игла вгрызалась в канавку пластинки с такой силой, что в стороны разлетались осколки пластиночной массы.

Вследствие этого звучание наиболее интересных грамзаписей сопровождается теперь неустранимым дребезжанием и искажениями. К тому же легко бьющиеся диски с этикетками, украшенными «пишущим Амуром», продолжают исчезать из чуланов, равно как и из частных и государственных коллекций. Как ни печально это сознавать, утраченного уже не вернуть. Поэтому мы бьем тревогу, призывая коллекционеров записей и музеи принять участие в сохранении на новых носителях того, что осталось из когда-то записанного на шеллачных грампластинках. Мы первыми взялись за это дело!

Анатолий Лихницкий

Санкт-Петербург,

вторник, 30 марта 2004 г.

cтатья взята с сайта:
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Анатолий Лихницкий -СКВОЗЬ АСФАЛЬТ- О музыке, звукозаписи и звуковоспроизведении

Релиз понравился ? Скажи автору спасибо !

Категория: Ламповая звукотехника

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.